Site icon Искусство Гармоничного Бытия

Управление вниманием как жизненно важный навык

Сияющий глаз внимательно взирает вперёд

Внимание — известная функция восприятия, оказывающая значительное влияние (часто остающееся незамеченным) на вас и ваше бытие.

Будучи непроизвольным (автоматическим), оно обычно захватывается обстоятельствами, делая людей их жертвами. Поэтому управление вниманием — фундаментальный навык для гармоничной жизни. На сей счёт есть прекрасная дзэнская притча.

Если взять процесс в свои руки, это может привести к весьма существенным изменениям и даже полному Преображению. О том, почему, и пойдёт речь далее.

Где внимание — там энергия

Один из главных аспектов проявляется в следующем: внимание задаёт вектор течения энергии. Понимать это следует в буквальном смысле. Если вся энергия направляется на некое негативное качество (как часто происходит в случае потому абсолютно непродуктивного (само)порицания) или обстоятельство, это лишь усиливает их. Человек теряет силу, отдавая её обстоятельствам, а вместе с тем и власть над собою, оттого застревая в них.

Как быть в таком случае? Отдавать себе отчёт в наличествующем, предпринимать необходимые меры, но не зацикливаться. Внимать мягко. В цигун есть прекрасная рекомендация касательно этого (за авторством Сюи Минтана): «кажется, есть — кажется, нет». Мы привыкли зацикливаться на «проблемах» и часто именно это мешает нам их решать (они управляют нами и нашим вниманием, а не мы ими). Или можно дать им решиться, ведь всё во Вселенной стремится к Равновесию, Гармонии — достаточно лишь не препятствовать естественному ходу вещей (течению событий) и быть в Потоке, о чём в сущности весь даосизм.

Утверждение

Запомните: на что направлено внимание, то утверждается. Не кем иным, как вами. Так часто утверждается совсем не то, что нужно. Чтобы взять ситуацию в свои руки, для начала требуется взять в руки себя, сознательно управляя тем, чему и как внимаете. Это не значит, что нечто «негативное» нужно игнорировать (хотя, лучше не именовать это «негативным», загоняя себя в соответствующее состояние такой оценкой), но и дать себе стать всецело поглощёнными этим — никудышный вариант. А ведь именно так зачастую и происходит.

Если мы не управляем вниманием, даём ситуации поглотить себя, она получает всю нашу энергию, лишая возможности справиться с ней. Станьте внимательными к тому, как и на что расходуете свои энергетические ресурсы. Чем сильнее реакция на что-то, тем больше расход и тем меньше продуктивность последующих действий, если не восстановить запас сил. И ладно бы дело ограничивалось эффективностью, ведь количеством энергии напрямую определяется качество нашего бытия, полнота Жизни.

Присоединение

Чему внимаем, к тому присоединяемся. В случае неких негативных моментов это происходит (непроизвольно) вместо того, чтобы трансцендировать их (выйти за пределы), превзойти, отделиться, освободиться, перестав быть скованными и ограниченными ими. Отчего они тогда и властвуют полноправно. Так рождается подавленность или даже паника, если внимание направлено исключительно на негативные обстоятельства (личные или общественные, внутренние или внешние).

Но ведь можно управлять вниманием по своему усмотрению. В случае духовной практики (в широком смысле) оно намеренно направляется на соответствующие аспекты бытия, что и становится едва ли не главным условием духовного развития. А если зациклиться на неких упражнениях, можно преуспеть в них, но упустить становление в Духе. Это широко распространённая ситуация.

Медитация представляет собой размышление о духовном, направленность на это, концентрацию, которая предшествует созерцанию, притом что обе практики имеют своим основанием внимание.

Внимать — значит впускать в себя, вовнутрь, присоединяясь таким образом. Лучше стать бдительными относительно того, к чему присоединяетесь, для чего открываетесь и делать это по отношению к тому, что актуально, вдохновляет, просвещает. Нужно определять степень своей открытости в отношении негативной информации (например, о происходящем в мире). Чтобы не стать подавленными ею, но быть в необходимой степени осведомлёнными, дабы действовать, учитывая обстоятельства, если они касаются вас.

Рассеивание

Когда внимание поглощено множеством различных факторов, не сфокусировано, рассеянно, происходит, соответственно, рассеивание энергии. Немного туда, немного сюда («плохая» погода, ситуация в мире, беспокойство о будущем) и вот её уже недостаточно даже просто для качественного выполнения повседневных задач, а уж тем более для покорения новых вершин.

Нужна собранность, а она означает и то, что энергия ваша собрана, сконцентрирована. Внимание не блуждает туда-сюда, что позволяет избежать рассеивания энергии вместе с чем исчезает и собственная рассеянность, неспособность сконцентрироваться или недостаточность концентрации, когда нет должной глубины погружения в процесс, каким бы он ни был, и постоянно что-то отвлекает.

В общем, обычная несфокусированность — штука отнюдь не безобидная, а лишающая жизненной силы, необходимой чтобы творить себя и своё бытие.

Активация

Принцип «где внимание — там энергия» активно используется в энергетической практике. В цигун он формулируется несколько иначе: «где ум — там ци». Суть та же. Соответственно, концентрируясь внутри тела, ощущаете энергию в нём, вибрацию — происходит активация энергетического тела, ваше насыщение энергией. Отсюда рекомендация отвести взор от обстоятельств, направив его вовнутрь и тем самым вернув силу, ранее отданную обстоятельствам. Рабочий и весьма эффективный метод.

Тот же подход используется непосредственно в самом цигун, когда происходит концентрация на нижнем даньтянь (энергетическом центре в нижней части живота), активирующая его. В этом же суть внимания, направленного на другие энергетические точки или центры (как в йоге на чакры), или на части тела (как в системе N.E.W. Роберта Брюса). То есть подход известен издревле (йога и цигун корнями уходят в глубокое прошлое), да вот в миру предан незаслуженному забвению.

А между тем, умение управлять энергией — в первом приближении к магическому искусству или выражаясь иначе, раскрывает возможности Созидать — Творить своё бытие не по указке обстоятельств, но по своему собственному усмотрению. Весьма заманчивая и вполне реальная перспектива. Не нужно изучать никаких обрядов, осваивать сложные практики — управление вниманием само по себе раскрывает широчайшие возможности.

Исчезновение

От чего отводите своё внимание, то исчезает. Если не в буквальном смысле (принятию чего рациональная часть нашего ума — левое полушарие мозга — активно противится), то по крайней мере для вас, чего уже может оказаться достаточно.

То есть, когда вы перестаёте быть поглощёнными неким негативным обстоятельством, оно перестаёт существовать для вас, уже не пребывая в сфере вашего внимания и не будучи способным в прежней степени (а то и вообще, если прекращаете внимать полностью) давить, сковывать и омрачать. Эффект, между прочим, известный многим. Когда нечто отвлекало от усталости или болезни, которые в итоге как рукой снимало. Тот же трюк можно провернуть сознательно управляя тем, чему внимаете.

Если забыть о боли, можно не испытывать боли. Если забыть о болезни, можно исцелиться. Я ни в коем случае не призываю к экстремальным экспериментам, самоистязанию или самолечению, потому как дабы реализовать означенное, требуется существенно преуспеть в управлении вниманием, стать полноправными хозяевами себе, раскрыв свой потенциал, будучи способными к Творению, приблизившись тем самым если не к божественному уровню, то магическому. Цель моя призвать вас задуматься над такой возможностью, над тем, что нет границ нашему потенциалу, когда мы не позволяем себе, научению, внутренним и внешним обстоятельствам ограничивать себя. Мир знает немало чудес, пусть многие из них профанируются или отвергаются под диктатом рациональности. И вы тоже можете стать чудотворцами. Самое малое, в плане способности влиять на течение событий своей жизни.

Вся соль в том, что от чего отвели внимание, от того отсоединились, влиянию того перестали быть подвержены. Освободились, получив пространство для манёвра, свободу действий и прилив энергии, которая уже не поглощается тем, чему внимали прежде. Это исчезает и (внезапно!) появляетесь вы. Вы есть (а не ситуация, в которой до этого растворялись и которая потому превалировала). Поэтому вы и решаете.

Концентрация (сужение)

Ясное дело, управление вниманием имеет прямое отношение к способности концентрировать(ся) на том, на чём нужно, хоть этим и не ограничивается.

Концентрация означает сужение фокуса внимания, которое, как следствие, исключает всё остальное. Процесс, заметьте, вполне обычный. Многим наверняка знакомо, когда увлёкшись чем-то, будь то кино, музыка, книга, игра, вы перестаёте замечать всё остальное, будучи ( N.B!) поглощёнными этим. Таковая поглощённость уже была отмечена выше, как нечто не вполне годное. Но негодна она не сама по себе, а когда обеспечивается обстоятельствами.

Это оборотная, негативная (в смысле непродуктивная) сторона концентрации — зацикленность. В частности на некой ситуации, когда ваше внимание управляется ею (или кем-то направляется на неё), и она таким образом поглощает вас. Такой расклад мешает верно её оценить (увидеть суть, сопутствующие обстоятельства, которые могли бы её прояснить) и соответственно вынуждает действовать на заведомо неверном основании. Или зациклившись (на чём-то негативном), выпасть из жизни, ничего не замечая вокруг себя и став предельно омрачёнными.

Интересно, правда? Один и тот же навык (концентрации) служит как средством порабощения (полной зависимости от обстоятельств, которыми поглощено внимание), так и средством освобождения. Для чего этот навык нужно научиться использовать. Это инструмент, который требуется взять в свои руки, чтобы получить нужный результат. Иначе, если он в чужих руках, результат вряд ли будет соответствовать вашей цели.

Но значимо то, что концентрироваться (увлекаться, погружаться) — естественный навык. Другое дело, что используется он не столько произвольно (в согласии с выбором), сколько автоматически, когда нечто захватывает наше внимание. Тем не менее, он есть. Достаточно лишь научиться с ним обращаться. Деавтоматизировать. Взять управление в свои руки, чтобы перестать быть управляемыми (чем ни попадя, что вполне сознательно используется в различных сферах с разными целями, далеко не всегда в ваших интересах), а значит зависимыми. Реализовав независимость, освобождение.

Притом, речь не только о том, что обычно управляет нашим вниманием без нашего на то согласия, просто потому, что мы находимся от этого процесса в стороне, предоставляя его в распоряжение чему-то или кому-то постороннему, но и том, что сужение фокуса восприятия обращает последнее лазерным лучом (концентрированным энергетическим зарядом), прорезающим покровы внешней реальности. Это позволяет состояться познанию Реальности как таковой, оккультному знанию, глубинному, о том, как на самом деле всё устроено, что лежит за покровами воспринимаемого обычным образом — посредством пяти чувств. Так обретается глубинная мудрость.

Недаром именно с концентрации (дхарана) начинается медитация, а точнее — созерцание (дхьяна). Посредством способности концентрироваться развивается навык управления вниманием, которое в итоге находится в ваших руках, как вы сами и ваше бытие (что само по себе замечательно). По мере развития этот навык расширяется. В прямом смысле.

Созерцание (расширение)

Вслед за концентрацией реализуется созерцание, которое представляет собою расширение области внимания (восприятия). Эдакий противовес или, что возможно более точно, естественная смена одной крайности на другую: ян, обращающийся инь. Если концентрация активна (янская), то созерцание пассивно (иньское). Когда первая достигает своего предела, то обращается последней.

Если во время концентрации происходит сознательное управление вниманием, когда всё остальное (постороннее, не имеющее отношения к объекту сосредоточения) исключается, то при созерцании оно естественным образом расширяется, начиная включать в себя всё. Когда концентрируетесь, ничто не отвлекает по причине того, что не замечается. Когда созерцаете, потому как находитесь в таком состоянии, в котором нет ничего постороннего, которое не исключает ничего, наоборот всё включая.

Именно созерцательное состояние и есть основание Единения со всем Сущим, включая Божественное, которым это Сущее порождено. То бишь именно так реализуется главная цель йоги, религии, духовного развития. Заметьте, что только в таком состоянии и возможна полнота осознанности и полнота — Целостность — как таковая.

Одна из главных проблем человечества — избыточная неуправляемая концентрация на поверхностном уровне бытия (материализм), исключающая Глубинное, которое способно несказанно обогатить. Человек может быть целостным, лишь реализовав единение с духовным аспектом Существования.

Интересен следующий аспект. Внимание не только направляет энергию, но и требует её (многие знают, каково пытаться сконцентрироваться в состоянии сильной усталости). Поэтому, будучи напряжённым, оно не слабо так выматывает (это также знакомо тем, кому нужно было долго сосредотачиваться). Но (!) длительная концентрация далее может смениться эйфорией созерцания, которая одновременно блаженство Трансценденции (расширения восприятия, выхода за пределы поверхностного и обыденного, в частности в плане Чувствования) и Единения.

«Механизм» прост: напряжение утомляет и естественным образом, ввиду перерасхода энергии, сменяется расслаблением, которое обращается расширением внимания (потому как его сужение исчерпано). На смену концентрации, когда она достигает своего пика, приходит деконцентрация. Тот же процесс осуществим сознательно, хотя в нём неприемлемо напряжение, а потому потребуется освоить произвольное расслабление.

В расслабленном состоянии созерцание становится естественным. Верно и обратное. Притом, как расслабление, так и созерцание, в отличие от напряжённой концентрации, заряжают энергией, наполняя и даже переполняя ею. Такого переполнения не следует опасаться, потому как расслабление и созерцательность являют собой открытость, отчего перенасыщения энергией не происходит. Её поток увеличивается настолько существенно, что это значительно расширяет возможности (Познания, Творения).

В чём разница с рассеянным вниманием? Ведь когда способность концентрироваться исчерпывается и человек не управляет процессом, казалось бы именно это имеет место. Отличие в том, что рассеянность означает, что человек внимает то одному, то другому — что попало захватывает его. А в созерцании таких скачков нет — оно само охватывает всё. Но по сути, как в случае с зацикленностью и концентрацией, это две стороны одной медали. Казалось бы то же самое, а на самом деле прямо противоположное (например, зацикленность мешает проникнуть в суть, а концентрация позволяет). И если рассеянность чревата потерей энергии, то созерцательность наполняет ей как ничто иное. И в этом потоке можно воспарить надо всеми невзгодами, двигаться к своим целям легко и непринуждённо. Вот оно — сопутствие Духа. Именно духовные просторы и раскрываются в созерцании. На смену прежнему закрепощению приходит освобождение.

Настоящая любовь

Ещё один интересный аспект — любовь. Она может быть настоящей лишь в случае полноты внимания. А для этого требуется управление им. Ибо не стоит путать сей процесс с поглощённостью чем-то. Есть принципиальная разница между тем, когда нечто поглощает вас и когда вы сами, по своему выбору погружаетесь, отдаётесь, посвящаете себя.

Любить нечто по-настоящему, можно лишь полностью отдавая этому своё внимание, а значит и энергию, например, вкладываться в своё дело без остатка — самоотверженно и самоотречённо, что известные качества любви.

И конечно, какая же любовь без единения? (Разобщение, как известно, негодная основа для отношений и следствие отсутствия любви). А присоединяетесь, направляя своё внимание. И то единение, что реализуется в созерцательном состоянии, вне зависимости от способов его осуществления, позволяет проникнуться любовью ко всему — как таковой, безусловной. Та самая любовь, о которой вещал Христос, вторят религии, которая есть продукт полноценной духовной практики (и вместе с тем её инструмент), неизбежное следствие духовного развития, с которой лишь и возможны полнота, целостность и по-настоящему гармоничное бытие.

Если вы созерцаете нечто (в состоянии тотальной открытости, а значит и любви, ведь какая любовь в закрытости? — ничто не входит и не выходит: нет контакта), то не судите, ибо в созерцательности нет суждения (если последнее функция рациональной части ума — левого полушария мозга, как предполагается, то первая — иррациональной — правого полушария), а значит нет отвержения — есть принятие. И вот оно известное «не судите» — возникает естественная способность к этому.

Заметьте, что люди хотят внимания (на самом деле, конечно, любви, которая, среди прочего, выражается им), не сознавая, что любовь всегда была, есть и будет в их собственных руках, и они могут быть в ней в любой момент, как только озадачатся внимать. Если вы внемлете чему-то, тем самым открываясь для этого и присоединяясь, это начало любви. И можно с удивлением для себя открыть, что таким образом начинаете любить то, что прежде не любили. Так происходит, потому как вы не ждали, что это вызовет в вас любовь, но сами были в ней, проявляя её.

Это само по себе раскрывает грандиозные возможности. Ведь только в любви можно присоединиться и познать. Открыться и увидеть по-новому, а не через призму устоявшихся убеждений. Отдаться сполна и уже потому пожать плоды, когда воздаётся сторицей. Ибо вы питали возлюбленное своим вниманием, энергией, любовью и потому это расцвело и плодоносит.

Полнота Жизни

Именно невнимательность лишает людей как состояния любви, так и полноты жизни (без которых гармоничное бытие немыслимо), отсутствие умения концентрироваться (управляя своим вниманием), а также созерцательности. Люди не то чтобы выпадают из жизни (хотя и такое случается), а просто-напросто часто не живут в полном смысле этого слова (скорее процесса) вообще. Отсюда дисгармония, постоянная неудовлетворённость, которую пытаются тщетно заглушить различными способами, включая постоянную гонку за какой-то целью, не оставляющую ни времени, ни сил, чтобы жить; непрестанное потребление, как материальных благ, так и всевозможного информационного контента. Делается всё, чтобы заполнить внутреннюю пустоту. Но она не заполняется ничем (отсюда постоянная потребность в потреблении той или иной формы), кроме самой жизни. Даже духовной практикой. Умение Жить и есть настоящая духовность. Нет никакой духовности в отрыве от Жизни. Одно неразрывно связано с другим.

Внимание обеспечивает полноту восприятия, присоединение, достаточное для такой полноты. Когда восприятие поверхностно, то есть внимаете далеко не полно, отсутствует глубина бытия — Чувство Жизни. Когда же восприятие углубляется, это наполняет Жизнью, возвращает к ней и погружает в неё.

Только глубина восприятия, а значит и внимания, которое соответственно тоже должно стать глубоким (а не поверхностным), интенсивным, сконцентрированным, делает жизнь полноценной — не серой, опостылевшей и скучной, но яркой, сияющей мириадами цветов, преисполненной глубины. Это единственное надёжное средство от скуки. Её нагоняет лишь отсутствие умения концентрироваться и созерцать.

Заметьте, что это средства духовного развития, которое таким образом неразрывно связано с реальной жизнью (в пику влачению существования) и предназначено для её полноценности, а не эскапизма — бегства в иную реальность. Когда Жизнь воспринимается полно и глубоко и так проживается, бежать уже незачем. Она обращается не то чтобы непрестанным празднеством, потому как бывает разной, но эта разность (различные обстоятельства, включая именуемые «негативными») воспринимается совершенно по-новому, как яркие краски, которыми раскрашено бытие, а не проблема, как это было раньше, покуда поверхностность восприятия не позволяла проникнуть в суть и жить так, как и надлежит Человеку, у которого есть все возможности для этого.

Люди нередко обращаются к Богу, Вселенной с просьбой что-то дать, но всё уже дано. Достаточно осознать это (чему внимание способствует напрямую) и воспользоваться имеющимися возможностями, раскрыть потенциал бытия и погрузиться в грандиозное таинство Жизни.

***

Среди множества средств Преображения (себя и своего бытия) управление вниманием занимает одно из главных мест. Оно позволяет: направлять свою энергию (потому как задаёт вектор её течения), утверждая посредством неё то, что нужно; присоединяться (к тому, что возносит) и отсоединяться (от того, что подавляет); избежать напрасного рассеивания энергии, дабы иметь её достаточно и творить своё бытие согласно своего выбора, а не обстоятельств.

Концентрация и созерцание — ключевые процессы для духовного развития и полноценной жизни — имеют своим основанием именно внимание. Его сознательное направление позволяет концентрироваться (проникая в суть, повышая продуктивность), а расширение — созерцать, охватывая всё, реализуя состояние Единения и Осознанности.

Именно управляя своим вниманием, а значит энергией, отдавая его и таким образом присоединяясь, можно войти в состояние любви (которая есть соединение) и познать её, возможно впервые, во всей полноте, такой, какая она должна быть.

И лишь полнота внимания, а вместе с ним погружения, делает жизнь полноценной, яркой, глубокой, всегда интересной (захватывающей даже) и преисполненной глубинного, сакрального смысла. Вы можете познать это на своём опыте. Дерзайте! Как вариант, можно обучаться у автора.

Exit mobile version