Искусство Гармоничного Бытия

Состояние Присутствия как насущная необходимость

Возможно вы слышали или читали об этом, может нет. Но состояние Присутствия насущно необходимо для повышения продуктивности и гармоничного бытия. Загвоздка в том, что знать о нём — одно, реализовать — совсем другое. Только тогда и случается Преображение, те самые необходимые изменения в себе и вокруг.

Это одно из самых значимых бытийных состояний, которому уделяется незаслуженно мало внимания (Не только мирскими людьми, но и духовными учителями. Исключения в лице Экхарта Толле и Георгия Ивановича Гурджиева лишь подтверждают правило.) А ведь оно напрямую способствует тому, к чему вы стремитесь, будь то материальное преуспевание, духовное развитие или счастье в личной жизни.

Прямо сейчас задайтесь вопросом: присутствуете ли вы? Или растворились в чтении? Забывать о себе, растворяясь в ком-то или чём-то — один из инстинктивных (автоматических!) способов эскапизма, позволяющих снизить давление реалий; одна из главных причин дисгармонии. Человек часто, а то и перманентно, не в себе. Что заведомо, мягко говоря, непродуктивно. Говоря же напрямую, чревато множеством негативных последствий, которые неизбежно приходится разгребать или гибнуть под их завалами. Но если даже не гибнуть, то быть ими отягощёнными. Кто из вас не испытывал состояние отягощения? Кому оно не мешало идти вперёд или просто расслабиться и снова почувствовать вкус жизни? Последнее, само по себе, позволяет наполниться ею и воспарить надо всеми невзгодами. Это Вознесение, не оторванное от реалий земного бытия, но применённое к ним.

Что представляет собой

Другое дело, что состояние присутствия, как сама жизнь — явление комплексное. Было бы грубой ошибкой свести его к чему-то одному. Ибо оно охватывает различные аспекты бытия. Быть можно (нужно даже) не только в себе, что было бы половинчато, неполноценно. Точно так же, как испытывать позитив без негатива. Последний нужен не только для контраста с первым. Одно без другого не существует.

Ваше

Бытие в себе — это состояние вашего присутствия. Гурджиев называл это самовспоминанием. В пику тому забытью, в которое обычно (автоматически) впадает человек, соприкасаясь со внешней реальностью. Так можно провести всю жизнь обращёнными вовне. Нисколько не присутствуя и не зная оттого жизненной полноты.

Это обращение, когда мы выпадаем из себя, изначально связано с необходимостью выживания во внешнем мире, из-за чего внутреннему не уделяется должного внимания. К тому же, внешнее более явно, в то время как внутреннее (по крайней мере поначалу) смутно, неясно.

Так или иначе, люди чаще всего где-то там, нежели здесь. Если не во внешней реальности, внимание к которой приковывают различные внешние раздражители (то есть функция это во многом биологическая, бессознательная), то в мыслях о прошлом, будущем, эмоциях и чувствах, состоянии беспокойства например. Когда всё ваше внимание, бытие сводится к мысли, эмоции, физическому симптому, некому событию, вы не присутствуете.

Присутствовать, соответственно, означает, что есть не только некая ситуация (будь она внешней или внутренней), но и вы тоже есть за её пределами (то самое сакральное «Я Есмь» — не что иное, как выражение и утверждение Присутствия, Осознания, Жизни). Когда вы поглощены ситуацией, растворяетесь в ней — вас нет. Вы отсутствуете. Фактически. Ничто не существует для вас, кроме ситуации. Вы не помните себя. Не в себе. В буквальном смысле. А в ситуации, которая решает, потому что вас нет, чтобы решать. Вы не присутствуете. Нужно прийти в себя.

Тонкость в том, что обычно обратное, глубоко укоренившееся и потому случающееся с вами без вашего ведома. Понаблюдайте за собой, отметьте, как вы растворяетесь в книге, кино, музыке, играх, соцсетях, новостях, общении, отношениях. Речь не о том, что всё перечисленное плохо. Растворяться — непродуктивно. Наблюдение — первый и главный шаг к тому, чтобы начать присутствовать.

Духа

Присутствие духа — устойчивое словосочетание, которое у некневсех («некоторых, но не всех» — (с) Роберт Антон Уилсон) наверняка на слуху. Что оно означает? Как чувствуется, переживается? Значение следующее: быть в Духе. Что, заметьте, не значит в хорошем настроении (которое может иметь под собой ментальное или эмоциональное основание — не духовное). Это значит, что вы ощущаете духовное пространство бытия, преисполнены духом, который озаряет вас и всё вокруг, что схоже с хорошим настроением лишь поверхностно, но сущностно отлично.

Вы ощущаете незримое присутствие — Духа, Силы, Бога — как угодно. Проникаетесь этим, погружаясь в Океан Безграничности. Это и есть истая духовность. А не мораль, нравственность, набожность (что не выпад в сторону перечисляемого). Ключевой момент — ощущение, вслед за которым выравнивается ваше состояние, и бытие обретает не только новое качество, но также измерение. Теперь вы не скованы в прежней мере ограничениями физической реальности. Потому как присутствуете не только в ней, но и в Духе. Как следствие Одухотворены. Даже если не ходите в церковь. А если ходите, проникаете в самую суть этого сокровенного акта. И мораль ваша становится основана не на социальном указе, необходимом вследствие людской неосознанности и бездуховности, а на гораздо более глубоком основании, что делает её естественной и непоколебимой. А социальная установка в кризисных условиях, что утрировано показано в тех же «Ходячих мертвецах», например, быстро деградирует вместе с человеком. Но лишь потому, что он(а) не стал(а) Человеком. Стать же можно лишь в состоянии Присутствия, когда вы находитесь в непосредственном контакте с Божественным. Тогда не нужны проводники к этому, посредники. Ведь вы уже в этом — по ту сторону физического бытия, которым цельность последнего не ограничена.

Ощутить присутствие духа, можно только будучи в себе (потому как лишь тогда есть кому ощущать, управлять процессом, вниманием, собой). Но также нужно ощущать незримую энергию, которой пронизано всё и вся.

Со-единение

Но! Полнота состояния Присутствия реализуется через гармоничное сочетание, слияние, Единение обоих аспектов, рассмотренных выше. Вы в себе, присутствуете Здесь и Сейчас, осознавая происходящее, но одновременно за пределами этого, не только в позиции наблюдателя (которая всё-таки есть ограниченная позиция (предел, за который можно и нужно выйти), пусть первоначально необходимая), но и на безграничных просторах Духа.

Без последнего полноценно присутствовать нельзя (неполноценность, половинчатость равноценна отсутствию, в данном случае). Ведь если нет (осознания, ощущения) пространства, вокруг вас, ваших мыслей, эмоций, физических чувств, если вы не осознаёте себя отдельно от этого, за пределами, то просто-напросто сливаетесь (с этим), растворяетесь, скатываетесь в то самое потакание, на которое неизменно указывал Дон Хуан (см., если вдруг, Кастанеду).

В этом соединении «я есмь», в смысле юнговской индивидуации, с осознанием (ощущением) незримого Присутствия Безграничности (Дао, Божественного, Духовного — как угодно) рождается гармония. А потому Искусство Гармоничного Бытия, среди прочего, включает и обсуждаемое.

Речь о двух, взаимодополняющих аспектах, когда в дополнение к вашему присутствию, ощущается иное. Это единение с Миром, Вселенной. В этом единстве сила, позволяющая выйти за рамки прежних ограничений, суметь то, что прежде казалось невозможным, заручившись поддержкой безграничного океана энергии.

Тогда и начинается сверхъестественное — превосходящее то, что есть, считается естественным обычно, мол, «естественно я нервничаю, ведь…» или «естественно, не могу, ведь я всего лишь человек». Нет, ты — Человек, родом из божественного, безграничного. Таковы же твои возможности. Пусть потенциально. Но уж точно можно превзойти прежнее, став способными на большее. Однако, не только.

В этом Единении кроется сила йоги (со всеми этими возможностями быть на морозе без обморожения, обходиться очень долго без еды и воды, левитацией и так далее), цигун, тайцзицюань (сама суть которого, прекрасно отображённая в диаграмме тайцзи, в соединении противоположных аспектов, их слиянии). Это начала чудотворчества, магии, если к тому есть стремление.

Непроизвольные методы проявления

Когда состояние присутствия не реализуется, естественная тяга к нему (ведь мы всё-таки есть, должны быть!) проявляется непроизвольно (отсутствие воли, неприсутствие в ней, обратное чему идентично бытию в Духе, в свою очередь идентичном тому, чтобы в Силе быть, для всего, что нужно). Методы такого проявления многообразны.

Например, человек, не уделяя должного внимания себе (читайте — будучи направленным на других) из кожи вон лезет, чтобы привлечь внимание. Чтобы получить от других подтверждение того, что он(а) есть.

Процесс может разворачиваться по-разному, в зависимости от внешних обстоятельств, индивидуальных возможностей и особенностей, включая эго. Кто-то кричит, самая суть чего: «Я здесь! Существую! Услышь меня!», кто-то использует более мирные методы, вроде яркой одежды (что может быть проявлением «чувства» стиля и пр., тем не менее), суть чего «Вот он(а) — я! Увидь меня! Обрати внимание — и я буду знать, что я есть». Процесс, конечно, как многое другое, не осознаётся в виду чаще всего имеющей место неосознанности.

В целом, происходит то же самое, что в случае с эмоциями и чувствами, которые, если подавляются, вырываются наружу в неконтролируемом выплеске. Вот так и человеки, будучи зажатыми различными рамками, субъективными и объективными, невольно утверждают себя различными методами. Что свойственно не только подросткам. Суть же одна — осознавать себя (памятовать), присутствовать.

Если быть в себе, в Духе, необходимость таких показных, демонстративных, громких проявлений отпадает. Вы просто есть. Вам не нужно ничего никому доказывать. Или получать от других подтверждение вашего априорного бытия. Что нужно лишь в случае неполноценности последнего, присутствием как раз исправляемой. Наряду с осознанностью, неизменно сопутствующей обсуждаемому.

Вы можете понаблюдать за собой и проследить, как приспособились «присутствовать».

Некогда от своего хорошего друга услышал слова: «Я есть в её глазах». Это о познании через отражение. Но оно возможно напрямую. Непосредственно. Через самое бытие. Через христианское «Я Есмь».

Почему актуально

Частично актуальность (с разных сторон) уже рассмотрена выше. Но видится уместным остановиться на этом более подробно.

В случае с состоянием присутствия речь не о какой-то мистической «штуке», оторванной от реальности, жизни, но о процессе, который может принципиально изменить ваше бытие во всех его аспектах. Это не только полноценная духовная практика и один из главных её методов, но также средство для настолько же полноценной реализации здесь — на земле: в обществе, творчестве, отношениях, бизнесе.

Внутреннее состояние

Если вы присутствуете, то осознаёте себя, своё состояние, что прекрасное основание для взаимодействия с этим, преображения нужным вам образом.

Обычно обстоятельства формируют нас. Разного рода внешние, внутренние влияния. Делают они это как попало. Вот мы и получаемся эдаким случайным продуктом. Мешаниной и неразберихой, зачастую сокрытой под облачением внешней упорядоченности, ибо комильфо.

Вы можете чувствовать, что нечто не так, когда остаётесь наедине с собой, когда ваше внимание ничто и никто не отвлекает, когда сильно устали, недоспали и нет энергии, чтобы сдерживать накопившееся или делать вид, что всё в полном порядке, тогда как это применимо лишь к чему-то.

Но просто почувствовать и снова отвлечься, сбежать — типичная реакция. В частности по причине тягостности ощущаемого. Однако, в присутствии (с неизбежно сопутствующим ему осознанием) нет тяжести — лишь ясность. Всё проясняется. Позиция меняется с «опаньки! А ну-ка потопаю отсюда…» на «ух ты ж как! Пора бы порядок навести…».

Вы больше не в свалке, из которой естественно хочется сбежать, но рядом с ней и смотрите на неё с естественной потребностью убрать (а не убрать(ся)), ведь она захламляет ваше жизненное пространство.

Вы не задавлены тем, что вас тяготит. Не отворачиваетесь от этого. Вы в себе и потому, присутствуя, осознаёте своё состояние. Но также и за пределами себя. Поэтому не скованы этим, не подавлены. Что, кстати, типичная черта присутствия — прояснение, духовное просветление и личностное.

Присутствуя, вы собираетесь с Духом, преисполнены вдохновения, энергии, творчески взяться за дело. Творить свою жизнь по своему (а не обстоятельств) усмотрению.

В ясности нет омрачения. Вы более не напуганы тем, что имеет место. Не скованы страхом.

Только из присутствия можно полноценно взаимодействовать с реалиями. Потому как вы сами есть и в том, что есть. А не искажённой (страхом или… [можете вставить нужное]) картине.

Внешняя реальность

Сперва о внутреннем было [написано] потому, что им определяется ваш(и) способ(ы) взаимодействия со внешней реальностью, ваша продуктивность в этом. А если копнуть поглубже (в фундаментальные принципы устройства реальности) — что внутри, то снаружи. Состояние — фундамент. Но как в случае с домом, нужно заниматься не только им и внутренним убранством, поддержанием порядка, но также тем, что имеет место вовне. Наружу как-никак тоже нужно выбираться. Равно как иметь дело с тем, что вас там ждёт.

Внешняя ситуация, наряду со внутренней, то есть положение дел (в отношениях, бизнесе, освоении нового — научении) зачастую оставляет желать лучшего (иначе зачем бы вы это, скажите на милость, читали?). Всё, перечисленное относительно вашего состояния, актуально.

Состояние присутствия позволяет вам войти в полный контакт с тем, что есть, на основании чего продуктивное взаимодействие единственно возможно. Но разве вы не находитесь в таком контакте всегда? Ан нет, братья и сёстры. Вы воспринимаете это на уровне ума, эмоций, предубеждений, представлений об этом, но не присутствуете. Значит не осознаёте реалий, что, как минимум, снижает продуктивность, а часто сводит её на нет.

Присутствовать — значит не быть поглощёнными ситуацией, что имеет место почти всегда (за исключением таких сильных встрясок, которые повергают в состояние шока, и вы невольно оказываетесь в отстранённости, сопутствующей (одновременно с полноценной вовлечённостью) присутствию). Вы не только в происходящем, но и за его пределами — в себе, в духе (применимо к любым обстоятельствам — внутренним тоже). Что делает вас недосягаемыми для него. Уже не оно достаёт вас (знакомо, правда?), но вы способны достать его. Измором взять или продуктивностью.

Это крайне значимо — не потакать ситуации (отличайте от намеренного уступания ей, её принятия и сдачи, когда весь фокус в том, чтобы сдаваться, не сдаваясь), но делать свой выбор. А это становится возможно и реализуемо, когда вы не растворились в обстоятельствах и потому отсутствуете, но когда вы есть и потому можете осознавать, выбирать.

Увеличение продуктивности

Один из побочных эффектов рассматриваемого бытийного процесса — кардинальное увеличение продуктивности. В частности оно связано с пополнением энергии, происходящим во время вашего присутствия, когда вместо обычного (часто инстинктивного) отсоединения от реалий и струящейся через них энергии, вы присоединяетесь к ней, как следствие, ею наполняясь.

Притом, речь не только об энергии (внутренних/внешних) обстоятельств и той незримой силы, которая ими движет, но и самой этой Силе — за пределами любых обстоятельств, превосходящей их и потому дающей вам (через единение с ней, её ощущение, осознание, когда в ней присутствуйте) реальную возможность превзойти, сдюжить что угодно, насколько бы трудозатратным это ни было.

Это применимо в любых аспектах повседневной жизни, независимо от их масштабов. То есть — ещё раз — способность присутствовать не только для духовного развития нужна и мистически ориентированных людей. Она вполне способна пригодиться в решении земных вопросов (от и до — без исключения), способствуя коренным изменениям в нужном, избранном вами направлении.

Много расписывать не стану (и так немало уж), можете познать на своём опыте. Не верить, но проверить.

Как реализовать

Ну а теперь самое интересное и самое главное — практика.

Способы утверждения в состоянии присутствия, по большому счёту, идентичны методам культивации осознанности, которые были описаны в прошлом посте. Там же (в конце раздела) дано упражнение для развития обоих этих бытийных качеств.

Наблюдение, свидетельствование

Присутствие можно назвать наблюдением, свидетельствованием, но не стоит сводить его только к этим аспектам, ибо оно много больше этого (то состояние, когда вы превосходите трансцендируете наблюдателя, свидетеля). Тем не менее, перечисленное — средства культивации, помогающие вам стать присутствующими, осознанными, а значит более живыми, преображёнными и способными преображать.

Наблюдать — одна из главных рекомендаций, которая даётся в различных духовных учениях. Ошо, Толле, Гурджиев, Волински (пусть он скорее в психологию, однако, весьма существенно пронизанную истой духовностью) — все говорят об этом. Та же рекомендация даётся для медитативного процесса — свидетельствуйте (мысли, эмоции, образы), наблюдайте за ними, не вмешиваясь.

Наше деятельное эго так и норовит вмешаться. Но всему своё время. Наблюдая, о чём уже было и ещё наверняка будет, вы дистанцируетесь от ситуации, отстраняетесь. Со временем это формирует соответствующее — отстранённое состояние. Когда вы не поглощаетесь обстоятельствами, но будучи в них, одновременно находитесь, присутствуете в пространстве наблюдения. Таковая трансценденция в конечном итоге и ведёт к духовному освобождению, на безграничные просторы Духа и Бытия. Когда вы больше не скованы обстоятельствами, не ограничены ими, какими бы они ни были.

Наблюдать за происходящим внутри и снаружи вы можете всегда. Не только во время медитации. По мере практики это становится настолько же естественным, как ходить, нисколько не задумываясь над этим и контролируя процесс лишь по мере необходимости.

Действие наблюдения — ещё не присутствие, но уже ступень, ведущая к нему. От первого до второго — один шаг. Притом такой, который не нужно совершать, напрягаясь. Вы наблюдаете и в отстранении, без отведения внимания от наблюдаемого, которым перестаёте быть поглощены, начинаете Присутствовать. Есть уже не только ситуация, в которой вы ранее растворялись. Но и вы тоже есть. Притом, за пределами. Сначала в пространстве наблюдения, затем ощущая его как таковое, во всей его безграничности, то есть в куда как более обширном пространстве Присутствия и Осознания.

Ощущение тела/вибрации

Один из лучших способов прийти в себя и быть в себе — ощущение своего тела. Не даром, медитации часто начинаются с этого (так реализуется присутствие) и заканчиваются тем же (когда вы, от пребывания в пространства наблюдения или Безграничности, возвращаетесь).

Осознавать тело — значит присутствовать. Не только в нём. Вы оставляете внешнюю ситуацию или внутреннюю — уровень ума и эмоций — и переходите на уровень тела, погружаетесь в момент Здесь и Сейчас.

Поначалу, пока навык не закреплён, внимание, разделению которого вы ещё не вполне научились, будет отвлекаться от воспринимаемого вообще. Это ничуть не плохо. Наоборот, иногда нужно отойти от ситуации, прийти в себя. Впоследствии вы научитесь одновременно быть в себе и воспринимать, что существенно обогатит ваше восприятие, бытийный опыт. Вы станете намного больше чувствовать, благодаря тому, что будете присутствующими и осознанными.

Всё предельно просто: ощущайте тело. Добавить нечего. Помимо того, что откроете для себя весомые преимущества состояния присутствия, вы станете осознанными, чувствительными к потребностям своего тела. Будете знать, что ему нужно — какая еда, питьё, движение и так далее.

С ощущением вибрации тоже нет ничего сложного. Чем более внимательными вы становитесь к телу, чем чаще обращаете внимание вовнутрь, тем лучше ощущаете лёгкую или значительную (зависит от состояния, степени напряжения/возбуждения) вибрацию.

Существуют разные способы ощущать энергию. Когда чувствуете её вибрацию, всё, что нужно делать — оставаться в этом ощущении, наблюдая за ним. Постепенно вы станете ощущать не только свою энергию, но как таковую. Снаружи и вообще.

Вы ощущаете ту же энергию, которой пронизано всё. Тем самым соединяетесь со всем (что потенциально начала яснознания и ясновидения, если кому интересно). Реализуете присутствие за пределами поверхностного — в глубинном, Безграничном. Что даёт полноту вам и вашему бытию. Вы обретаете целостность, а заодно Единение. Не только с божественным, духовным. Оно становится основанием для вашего единения с чем угодно и кем угодно.

Медитативность

В своё время Ошо говорил, что людям не достаёт медитативности (читайте — присутствия) и был в том несомненно прав.

Необязательно всегда/постоянно медитировать (хоть поначалу это насущная необходимость) — можно пребывать в соответствующем состоянии. Всегда. Это — перманентное присутствие. Когда вы не только здесь — по эту сторону, на поверхностном уровне физической реальности, но и там — в потустороннем (по отношению к физическому, обычно воспринимаемому), на глубине реалий духовных, не менее реальных, нежели обычно почитаемое таковым рационалистами, в чём ничуть не меньше поклонения, нежели то, в котором они упрекают людей набожных, эзотерически или мистически настроенных.

Медитируя, вы становитесь медитативными. Это неразрывно связано с осознанностью и присутствием. Все эти три процесса очень тесно переплетены. Один порождает другой. Проистекает из другого.

Быть в медитативности, значит Присутствовать. Ошо также называл это центрированием. Слова разные. Суть одна.

Когда вы привносите процесс медитации и соответствующее состояние в своё повседневное бытие, то реализуете медитативность. Входите в принципиально иное качество бытия, меняющее всё. Внутри вас и снаружи.

***

Итак, состояние присутствия — весьма интересный трюк, который заключается в том, что вы находитесь не только на событийным уровне, но также в себе и в Духе (осознаёте себя и Запредельность — Безграничный Океан Энергии). Ваше внимание равномерно распределено между всем этим. Что, полагаю, может казаться сложным на словах. На деле, однако, всё куда как проще. Особенно, если добавить средство культивации в виде той или иной духовной практики (которые не предназначены лишь для соответствующего рода развития и могут быть практически ценны для решения насущного, пусть духовное тоже относится к этому).

Запомните: если вам приходится заставлять себя быть в обсуждаемом состоянии, постоянно контролировать его — это не то. Когда вы начинаете присутствовать посредством наблюдения, дыхания, медитативности, процесс становится лёгким и непринуждённым. Как и Преображение всех аспектов вашего бытия, которое, в свою очередь, становится гармоничным. Начните прямо сейчас!

Exit mobile version