Искусство Гармоничного Бытия

Настоящая сила воли. Развенчание заблуждений.

В обычном своём состоянии люди далеки от Реальности, Настоящего. Потому как всё воспринимается через призму имеющегося опыта, внутреннего состояния, привитых (сознательно или бессознательно воспринятых) представлений. Ясное дело, что представление о чём-то не есть реальность. Более того, она зачастую сокрыта лишь этими представлениями и ничем другим. Отсюда понятие Иллюзии, Майи. Настоящая сила воли так же отличается от обычных воззрений, как Любовь, Вера, Жизнь.

Обычные заблуждения

Как бы ни было неприятно сознавать (Осознавать — качество бытия в Духе, пребывание в котором обсуждаемое рождает также), обычно воля отсутствует. Даже не наличествует в ограниченной мере, а именно не существует, как и сам человек, ведущий фантомное (неосознанное) «бытие» в трансе своей обусловленности.

Чаще всего люди целиком и полностью находятся во власти внутренних и внешних стимулов. Но это не значит, что нам суждено быть жалкими, безвольными существами, послушно плетущимися на поводу обстоятельств. Чтобы освободиться нужна проактивность, означающая наличие свободной воли. Она есть, но в неё нужно войти. Однако реализация наличия сперва требует принятия отсутствия.

Трудность в том, что не познав воли, люди не сознают своего безволия (лишь тогда это становится ясно ощутимо и настолько болезненно, чтобы заняться этим). Точно так же, как не зная освобождения, не сознают собственного рабства — тотальной зависимости, обусловленности внешними и внутренними факторами. Только опыт познания реальности может развенчать заблуждения. Имейте это в виду. Данный материал имеет своей задачей пролить свет. На него необходимо двигаться.

Принуждение

Итак, обычная ситуация — безволие, максимум упрямство, принуждение. Но последние не имеют отношения к настоящей силе воле (разве что личностным качествам).

Многие заставляют (принуждают) себя делать что-то (ходить на работу, медитировать) или не делать чего-то (непродуктивного, порицаемого, вредного). Но волевыми от этого не становятся. Скорее наоборот — ещё больше увязают в безволии. Между тем, понятие воли абсурдным (оторванным от реальности) образом связано именно с принуждением.

(Путаница не случайна, потому как одно из основных волевых проявлений — преодоление. Но последнее не есть принуждение. Об этом ниже.)

В мире преобладают два очень односторонних представления о воле. Первое видит в ней механизм подавления и обуздания, целью которого является нечто подобное укрощению диких зверей. Второе связывает… с насильственным продвижением вперёд, сравнимым с тем, что происходит, когда человек толкает сзади застрявший автомобиль.

Роберто Ассаджиоли

Насилие над собой не развивает волю, но подавляет её. Точно так же, как насилие одного человека над другим. Само подавление имеет целью ослабить, а то и уничтожить. В своём обращении с собой как со зверями, которых нужно дрессировать или машинами, которые нужно программировать, люди становятся зверями или (остаются) машинами. Из чего исходят, к тому приходят. Отношение и обращение определяют. И вот человек планомерно уничтожает, унижает себя. Просто по незнанию. Фатальному недоразумению. человеку должно стать Человеком. Признавая звериную природу, автоматизм, но не сводя себя лишь к этому.

Сила личности

Часто под волей подразумевают личную силу. В том числе используемую для подавления, принуждения. Но!

Сила личности (личная) ограничена (как само «я», эго). Именно поэтому её (как эту силу, так и личность) без особых проблем ломают жёсткие (для этого конкретного «я») обстоятельства. Их конкретный набор (то есть, что именно повлияет) варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей (специфики эго). По кому-то сильнее бьёт одно, по кому-то — другое.

Так или иначе человек оказывается в неволе — во власти обстоятельств, что состояние, прямо противоположное волевому. Одним из этих обстоятельств является структура личности, которая повреждается другими обстоятельствами, потому как настроена на зависимость от них.

Эго отделено от пронизывающей всё Силы, энергии, наполненность которой есть основание настоящей воли. Оно — полезный, необходимый инструмент для полноценного функционирования на поверхностном уровне. Но у инструмента нет и не может быть волеизъявления, в отличие от особенностей. Оно есть у того, кто использует данный инструмент. Человек может использовать его, а не быть используемым им, что противоестественное положение вещей.

Желание/нежелание

Воля у обыкновенного человека, который представляет собой механизм, отсутствует. Такой человек имеет только желания и вот большее или меньшее постоянство желаний и стремлений называется сильной или слабой волей.

…это всего-навсего равнодействующая желаний. Если у человека есть желание и одновременно возникает… противоположное, т. е. нежелание, более сильное, чем первое, тогда второе становится главенствующим и останавливает первое.

Георгий Иванович Гурджиев

То есть мы имеем явную подмену понятий. Потому как люди часто понятия не имеют, что такое настоящая сила воли просто потому, что не знают этого ни теоретически (опираясь на общепринятые представления), ни практически — не имея соответствующего опыта. Последний требует целенаправленного труда, трансценденции эго, с которым люди, как правило, не расстаются, да и часто не имеют такого желания (тем более стремления), не будучи осведомлёнными о том, почему это необходимо и что это даёт, хотя о том твердится с древности. См. самоотречение, самозабвение, самоотверженность, которые ведут к Единению с той Силой, что одна лишь основа реального волевого акта.

Основные особенности

Если то, что обычно считают ею, вовсе не настоящая сила воли, что же она тогда такое? Вполне определённое бытийное состояние, обладающее конкретными основными особенностями: преодоление, освобождение, Сила Духа, тождественная обсуждаемому состоянию и необходимая для него. Такое состояние (вхождение в него), ввиду своей духовной природы, не только условие Истой Духовности, но также неотъемлемая часть Искусства Гармоничного Бытия и Преображения. Последнее возможно лишь на волевой основе.

Преодоление (его неоднозначность)

Момент преодоления, проистекающий из силы воли, будучи одной из её основных особенностей (заодно наиболее очевидной), весьма неоднозначен. Потому как в случае неверного понимания (и априорного отсутствия осознания, реализуемого там же, где обсуждаемое — в духовном пространстве) обращается теми подавлением и принуждением, которые опираются на личный ресурс, а не волевой (Сущностный, Глубинный, Духовный), которые угнетают, помещая в неволю, а не освобождают, что также отличительная черта обсуждаемого.

Тонкость в том, что обладая качеством преодоления, позволяя преодолевать инерцию, давление обстоятельств, настоящая сила воли этим самым преодолением (среди прочего) и реализуется. Зная об этом, некоторые начинают истово «преодолевать» всё. То есть принуждать себя к чему-то или подавлять что-то. Здесь, что критично, уже имеет место не простая подмена понятий, но основанная на ней (отсутствии разумения и здравого размышления, которое вполне могло бы прояснить ситуацию, выявить, что подавление и принуждение нисколько не взращивают рассматриваемое качество, зато растят тирана внутри, жёсткого и себялюбивого) подмена процессов. Если волевой ведёт к возвышению, то подавляющий, вполне закономерно, к унижению. Человек, подавляя себя, становится меньше, чем он(а) есть. Иногда даже чем был(а). Будьте крайне осмотрительны, чтобы избежать этой ловушки.

В момент/результате преодоления «я» сдаётся — происходит трансценденция, становление в Духе (Высшее Я получает возможность проявиться, наполнить Силой и Мудростью). Когда человек доходит до предела, выход за него становится естественным. Именно поэтому критические ситуации (принятие боли, осознанное страдание) так часто приводят к духовному раскрытию, что становится началом Воли.

Что значит преодолеть?

Природа преодоления по-прежнему может быть не ясна. Давайте разбираться.

Вам наверняка знакома ситуация с болезнью. Когда есть достаточно сильный стимул (да, их можно использовать, а не быть их жертвами) не болеть, человек, несмотря на телесное недомогание, включается в ту или иную активность, совершая тем самым акт воли. Совсем недавно у автора была подобная ситуация. Можно было остаться лежать или отправиться в интересную поездку. Было выбрано последнее. Болезнь как рукой сняло. Будто её не бывало. Хотя, в момент выбора была температура, телесное недомогание, «может лучше остаться». Таких примеров множество. Автор наблюдал подобный эффект не раз на других людях.

Это яркий пример разницы между преодолением и подавлением, принуждением. В случае с той же болезнью попытка подавить своё недомогание, принудить себя (действовать, заняться чем-то) только усугубит ситуацию (потому как отнимает энергию, которой и так недостаточно — тело борется с болезнью). А вот выбор, акт преодоления, поз-воля-ет переступить через обстоятельства, выйти за пределы, и двигаться дальше, как ни в чём ни бывало. Разница для рацчасти ума, ввиду отсутствия опыта, может быть неочевидна. Её можно познать на практике. Нужно даже. Не только в случае с болезнью, но также с ленью, инерцией, подавленностью, (!) часто возникающей из-за тенденции подавлять себя, своё состояние, эмоции и чувства или когда дают подавлять себя обстоятельствам или другим людям, делающим это сознательно или бессознательно.

Заставить себя заниматься чем-то (работой, духовной практикой, медитацией) и преодолеть (ту же лень, инертность, сложившийся паттерн непродуктивной пассивности) — два принципиально различных подхода.

Нужно отрешиться

Требуется отрешение (от лени, болезни, когда на первый план выходит выбранное, а не оставляемое) и действие изнутри этого состояния, когда просто берёте и делаете, оставляя мешающее в стороне. Вы не даёте себе скатиться в негативизм (не позволяете ему завладеть собой), мысли «я не могу», «как это сделать», а просто отрешённо (от прежнего состояния) делаете. Отрешаясь, вступаете в Поток. Это изъявление воли, наполняющее силой. Её поток и вымывает ту же болезнь, исцеляя.

Роль расслабления

В продолжение темы преодоления есть ещё один показательный пример.

Нельзя заставить себя расслабиться. Но можно выбрать это. Преодолеть напряжение, выйти из него и войти в расслабление. Что сущностно волевой акт. Оставляемая напряжённость есть полная его противоположность — личная сила, выражающаяся в напряжении, могущем отражать стремление контролировать, подавлять и принуждать себя, тело. С расслаблением этот номер не пройдёт. Нужно оставить принуждение (а значит «я»), что уже способствует реализации противоположной ему настоящей силы воли. Обратите внимание: релаксация, не требующая напряжения, порождает её. А для подавления и принуждения всегда требуется напряжение.

Само расслабление, неспроста будучи основой вхождения в транс (изменённое состояние сознания или необычное бытийное состояние, как видится уместным это называть), будучи необходимым для астрала, способствует освобождению (из привычных границ), выходу за пределы ума, тела, «я», а значит соединению с Силой, которая есть основание истинно волевого акта.

Отсюда использование для последующего расслабления (классический подход) предельного напряжения (например, шаманской трансовой пляски, пусть в данном случае значение имеют ещё и монотонность движения, музыки, пения (альтернативой, которую можно использовать, иначе не сработает, может стать напряжённый (умственно, физически, эмоционально) труд)) или ослабление посредством отсутствия сна, голодания. Всё это методы преодоления (рамок «я», защитных механизмов эго), а значит — Единения с Силой, пребывание в которой рождает (вернее дарует) волю.

Итак, одна из основных особенностей настоящей воли выражается в том, что она позволяет преодолевать. Ибо в ней достаточно силы для этого. Последняя исходит не от «я», не с поверхности, но из глубин вашего Существа, единение с которым делает вас волевыми.

Свобода

Воля — это свобода. Быть волевым, вольным (творить себя, своё бытие по своему усмотрению) означает оказаться на свободе, реализовать её.

Люди не свободны: желания, паттерны, зависимость (обусловливающая потакание). Множество факторов определяют наше состояние и качество нашего бытия.

Именно поэтому, из-за отсутствия свободы и своей тотальной обусловленности, большинство людей безвольно (несвободно). Даже те из них, кто считаются волевыми. Потому как они тоже действуют под влиянием внутренних и внешних стимулов. Просто преуспевают в этом больше, чем другие. Не за счёт настоящей воли — благодаря индивидуальным особенностям и эффективному их использованию для достижения актуальных для них целей.

Но несмотря на безволие (зависимость от внутренних и внешних обстоятельств), как показывает та же возможность преодоления, воля вовсе не чужда людям. Более того, естественное их состояние, в отличие от рабства, в котором они находятся по неразумению. Отсутствию осознания возможности освобождения.

Последнее не означает свободы делать всё, что вздумается. Это не свобода, а лишь безвольная попытка компенсировать её отсутствие, отражающая бессилие. Настоящая свобода, воля, рождается внутри, за пределами материального аспекта бытия, обладающего априорными ограничениями неспроста, но чтобы стимулировать к освобождению. Всё совершенно. Даже кажущееся несовершенным.

Именно несвобода (пребывание в не-воле) от прежних ограничений (обстоятельств, включая сложившиеся бытийные паттерны, само «я») становится причиной личностного, духовного кризиса, освобождающего от прежних неэффективных структур, давления накопленного негатива, способствующего дальнейшему раскрытию, наиболее полной реализации.

Когда человек освобождается от обусловленности, возможно, не самих ограничений, но их давления (переставая быть скованным ими), то оказывается на воле, за пределами обусловленного «я», на безграничном просторе Духа, в Океане неисчерпаемой энергии, что делает реальным волевой акт — свободный выбор, который человек может реализовать ввиду достаточности энергии.

Таким образом, настоящая сила воли непременно сопряжена с(о внутренним, духовным) освобождением и нереализуема без него от слова «никак». Это полностью взаимозаменяемые понятия/процессы, всецело тождественные друг другу.

Сила Духа

Здесь мы подходим к самому главному.

Настоящая воля — это Сила Духа. Обратите внимание: не личная сила, которая заведомо ограничена слабостями, недостатками, изъянами, присущими конкретной личности («я», эго). Но раскрывающаяся за её пределами. Чтобы стать волевым человеком, нужно быть в Духе — трансцендировать «я» (или актуальную проблематику, вместе с которой оставляется эго, зацикленное на ней).

Сила воли (дарующая возможность преодоления, освобождающая от (давления) прежних ограничений) целиком и полностью тождественна Бытию в Духе. Именно поэтому, преодолев лень, непродуктивную пассивность — инерцию, болезнь (посредством включения в некую активность, когда это возможно), человек испытывает прилив сил — пребывает в Духе.

Воля — свобода выбора проистекающая из наполненности энергией, бытия в Духе, Единения с Творческим Началом Вселенной. Когда вы находитесь во (своём) внутреннем пространстве, посреди океана энергии, и эта энергия, с которой вы едины, следует вашему намерению, выбору, потому как вы одно с ней.

(Намерение есть Воля. Будучи не чем иным, как трансляцией Силы, она преображает реальность, а проходя через человека — его самого. Это основа основ Творения.)

Соответственно, ощущение Присутствия Духа (божественного, если угодно), воссоединение с ним (в противовес разделению посредством ограниченного, замкнутого «я»), (постоянное) пребывание в этом ощущении — необходимое условие настоящей силы воли. Это должно стать неизменным фоном всего вашего бытия (преображённого таким образом). Когда вы живёте, воспринимаете, действуете изнутри пространства Присутствия, безграничного внутреннего пространства за пределами не только эго, но всего разворачивающегося на поверхностном уровне.

Выбор Я, которое Есть

Наличие энергии, черпаемой в Силе Духа, его пространстве, то бишь на воле, позволяет сделать нужный выбор. Вы исходите из неё, направляете в нужное русло, свободно и непринуждённо, посредством волевого акта, выбора, а не принуждения или подавления, которые не нужны, когда становитесь волевыми (так можно оценивать свой прогресс, но не корить себя за него, в случае если он оставляет желать лучшего, а использовать как отправную точку для движения дальше).

Вдобавок к Силе, обретаемой благодаря единению с нею, бытием в ней — Духе, реализуется настоящая свобода (единственная, которая достойна так называться и может быть реализована во всей полноте), необусловленность, рождающиеся в(о внутреннем) пространстве, свободном ото всех внешних ограничений. Это же пространство — духовный простор и пребывание в нём есть Бытие в Духе: состояние Я ЕСТЬ (одухотворённое «Я», трансцендировавшее) за пределами всего, что обусловливает. А уж если вы есть, то вы решаете. Это настоящая сила воли, позволяющая действительно решать.

Может рождаться в бессилии

Абсурдным для рациональной части ума образом (иррациональная способна выйти за пределы . противоречий и охватить кажущееся абсурдным) настоящая сила воли может рождаться в признании своего бессилия. Уже для того, чтобы повернуться к этому, посмотреть в лицо, проникнуться, требуется недюжинная сила, что и позволяет к ней присоединиться.

Речь не о потакании бессилию, когда оно властвует над вами, в чём особого таланта не нужно и никакого преодоления нет. Но о том, что вы поворачиваетесь к нему, вступаете в него, входите в это пламя, испепеляющее эго, не желающее признавать себя бессильным, и благодаря этому, оказываетесь в Силе, черпаемой за пределами «я», ограниченного лишь собственными ресурсами и потому часто фактически бессильного. Вместо пассивного пребывания в бессилии имеет место активное взаимодействие с ним, прохождение через него, благодаря чему оно исчерпывается, оставляется позади, когда трансцендируя его выходите на Волю.

Принуждение осуществляется за счёт личной силы и утверждает «я», эго, которые продолжают править бал. Когда они вынуждены сдаться, когда вы (ага, вы — не они: речь о разотождествлении) вынуждаете их сделать это, повернув их к их собственному бессилию, это даёт проявиться Высшему Я, которому беспомощность не свойственна.

Инь естественным образом сменяет ян. Если пройти через одно, что реально лишь погрузившись, можно выйти к другому. Изо тьмы во свет. От бессилия (через него) к Силе. От ограниченности «я», которой обусловлено бессилие, к Безграничности Трансцендентного, Духа.

Признание собственного бессилия, со всей тяжестью его ощущения, позволяет человеку открыться для Высшей Силы. Это известный момент, применяемый в АА (Анонимных Алкоголиках), чтобы справиться с зависимостью; во время духовного кризиса, возникающего из-за той же отделённости эго от Высшего, Трансцендентного.

Когда «я» сдаётся, Высшее Я получает возможность вступить свои права, раскрывая перед человеком свой грандиозный потенциал. Христианское «На Тебя, Господи, уповаю» именно об этом. О том, чтобы действительно положиться. Осознать. Отречься от себя (читайте: ограниченности) и познать Большее.

Что значит «идти против воли»?

Непонимание сущности волевого действия и бытия замечательным образом отражено в расхожем выражении «(идти) против воли». На самом деле, учитывая разобранное выше — несвободу, тождественную безволию, порождающую его и составляющую самую его суть — речь, конечно же, о другом.

Часто идти против своей «воли» означает идти против (сложившегося образа) себя (ограниченного «я», эго), укоренившихся стереотипов, паттернов (в т.ч. шаблонов поведения), желаний, актуальных устремлений. Мол, «не хочу делать это, а если делаю, иду против себя». В широком смысле — да, против «я». Но уж точно не волевого аспекта, проистекающего из Высшего Я, Центра, Сущности, Самости. Таким образом, личность, идущая против себя, может страдать. Но не ущемление её отсутствующей свободы является причиной, а порой инфантильная реакция на необходимость, принятие которой, наряду со многим другим, включая принятие как таковое, несмотря на всю его целительную мощь, зачастую не свойственно эго.

Аналогичная ситуация имеет место с тем, чтобы идти против чужой «воли», конечно, же не настоящей, в которой никакой Силы нет, насколько бы рьяно она ни отстаивалась. Это означает идти против интересов другого человека, его желаний, почитаемого им за нормальное, приемлемое и так далее.

А подавление и принуждение, будь они применяемыми к себе, другим или со стороны других, уже рассмотрены, как не имеющие отношения к истинной силе воли. Будучи несвободными сами, люди легко впадают в тенденцию лишать свободы других. Иногда бессознательно, идя на поводу у соответствующего уровня, замечательно рассмотренного Фрейдом; порой вполне сознательно — зависит от индивидуального склада.

Так или иначе, воля здесь ни при чём. Наоборот, когда есть (её) Сила, человеку не нужно подавлять и принуждать ни себя (свои мысли, эмоции, желания, порывы, исходящие от «я» или спровоцированные внешними влияниями), ни других. Он, будучи свободным, вольным, волевым, вполне способен дать другим столько свободы, сколько требуется, на неё не притязая. И вполне может справиться с тем, что прежде, в состоянии безволия, свободы лишало.

Нужна ли духовная практика?

Означает ли тождественность настоящей воли и Силы Духа, что непременно необходимо духовное развитие? В смысле целенаправленной деятельности — желательно, но необязательно.

Духовная практика — средство пребывания в Духе, возможность установить связь с этим жизненно важным аспектом бытия, без которого последнее, как минимум, неполноценно, оставляет ощущение нехватки, пустоты, которые могут заглушаться различным образом (расцвет общества потребления имеет своим основанием именно это), но не перестают наличествовать.

Духовное раскрытие (соответственно, развитие) может происходить спонтанно под влиянием неких жёстких жизненных обстоятельств, будь то непримиримые внутренние противоречия или угнетающие внешние условия (в чём бы они ни выражались в конкретном случае). Под натиском обстоятельств скорлупа эго ломается и в неё начинает проливаться свет Духа, основание настоящей силы воли. Именно потому говорят, что испытания, страдания закаляют. Именно отсюда их необходимость. Закаляют они не «я», но духовно, потому как соответствующий бытийный аспект усиливается, а эго ослабевает.

Имеющимся давлением обстоятельств человек выталкивается за пределы «я» и оказывается на Воле. Если повезёт или по своему выбору довести процесс до конца, эго сгорает в огне испытаний, причиняемых ими страданий (следует остерегаться риска страдальчества, когда страдание становится привычным и даже необходимым) и остаётся лишь Сущностное, тождественное волевому.

Помимо естественных жизненных обстоятельств (которые порой истая инициация, что никакой искусственной не надо), трансценденции, выходу за пределы «я», на просторы Духа, где черпается настоящая сила воли, вполне может способствовать некая психотехника, вроде волевой медитации Олега Бахтиярова (см. его «Активное сознание).

То есть альтернативы духовной практике имеются. Они тоже могут стать основанием волевого становления.

***

Несмотря на то, что настоящая сила воли, как многое другое, отличается от общепринятых представлений о ней, она внутренне присуща каждому человеку. Многие периодически познают её. Например, преодолевая болезнь или другие обстоятельства. Это не что иное, как бытие в Духе. Естественное для нас. Ведь мы, по своей природе, как материальны, так и духовны. Сочетание противоположных и единых в этой противоположности начал.

Под волевым актом не следует понимать принуждение или подавление, личную силу или желаний. Он есть нечто абсолютно иное. Преодоление благодаря выбору, отрешению. Внутреннее освобождение ото всякого рода ограничений. По самой своей сути истинная воля тождественна Силе Духа, черпаемой непосредственным пребыванием в Нём, Его ощущением, Осознанием. Это доступно всем. Посредством духовной практики и не только. Дерзайте!

Exit mobile version