Девушка, готовая принять и отпустить, раскрывает объятия

Принять и отпустить — выбор, преображающий человека и бытие

По сути своей, принять и отпустить — это о том же, о чём даосизм — искусстве гармоничного бытия в Потоке. Вместо сопротивления ему. Что не лишает возможностей взаимодействия с реалиями, наоборот, существенно расширяя их. Это вид пассивной активности, принципиально отличной от обычной пассивности, свойственной большинству людей, из душных объятий которой можно (и нужно) вырваться.

Почему нужно делать такой выбор?

Для западного человека (ума) это нетипичный подход — принять и отпустить. Почему — отдельный вопрос. Суть в том, что обычно он(а) подходит к любой жизненной ситуации принципиально иначе, сопротивляясь ей, негодуя, сетуя. Не то чтобы первое было всегда неуместно. Но всему своё время. Инь и ян сменяют друг друга в неустанном круговороте. Есть время наступать и отступать, сдаваться. Нас с детства учат обратному. Что в конце концов неизбежно заводит в тупик. Рано или поздно случается нечто, перед чем мы оказываемся бессильны. В том можно почерпнуть силу. Относительно этого возможно создать нужный опыт, который влечёт за собой тотальное преображение нас самих и всех обстоятельств нашего бытия.

Когда ситуация не оставляет иного выбора, ничего не остаётся, кроме как принять её и отпустить, расслабиться, перестав нагнетать напряжение, создавать негатив, довериться естественному течению событий. Чем определяется это течение? Той Силой, что в основе всего и вся. Сопротивляясь, люди отделяют себя от неё и остаются бессильными что бы то ни было поделать, измождёнными сопротивлением. Принимая и отпуская, присоединяются и чудесным образом преисполняются Силы, казалось бы её не проявляя. Да, личная сила не проявляется, человек уступает большей и преисполняется ею. Вследствие чего становится способен на много большее, нежели прежде. Это имеет прямое отношение к духовному развитию, потому что оно как раз о Единении с данной Силой, доверии ей.

Люди обычно ей не доверяют, полагаясь только на себя. Это крайность. Она нужна. Ибо, на Бога, как известно, надейся, но сам(а) не плошай. Однако, также (для уравновешивания, реализации Гармонии в себе, своей жизни) нужна другая крайность. Умение полагаться на то, что больше себя и для которого, вследствие этого, возможно большее, нежели для нас, когда мы ограничиваем(ся) собой. Это ограничение — эгоцентризм, отделяющий людей от себя самих (большей части себя, за пределами «я») и Сущего, отчего они, даже одни не будучи, чувствуют себя одинокими.

Одинокий мужчина у окна, окроплённого дождём

Другое препятствие — рациональность. Людям соответствующего склада ума непросто поверить, что есть нечто большее, чем они — иная, рационально непостижимая сила, открывающая не только в ходе духовной практики, но когда (и если) человек отваживается, решается, выбирает (или оказывается вынужден(а), что также можно использовать) принять и отпустить. В этот миг случается чудесное. Вы делаете всё возможное, исчерпываете заведомо ограниченную личную силу и ничего не остаётся, кроме как положиться на большую. Тогда она подхватывает вас (движение, инициированное вами) продвигает в изначально выбранном направлении (или в том, что действительно оптимально, ведь иногда люди, полагаясь на ум, ошибаются относительно этого) и выносит к лучшему. Это незабываемое ощущение сопутствия незримой Силы, благодаря которой всё для вас складывается, как можно лучше. Вы больше никогда не останетесь один на один с обстоятельствами, если научитесь полагаться на неё, путь к чему лежит (среди прочего) через принятие и отпускание. Притом, это один из самых быстрых путей. Намного быстрее медитации, йоги. Я испытал такое сопутствие намного раньше, чем научился (стал способен, в должной степени приручив ум и тело) медитировать. Такой опыт значительно повышает качество медитации, потому как вы уже соприкасались, ощущали, осознавали ту Силу, с которой воссоединяетесь посредством данной практики.

Обычно выбор делается за людей обстоятельствами. Отчасти приемлемо (читайте: можно использовать, для чего требуется проактивность, умение выбирать). «Отчасти» — ключевое слово. Зачастую именно обстоятельства вынуждают нас принять и отпустить (некую ситуацию). Но не все дают им (Силе, которая проявляется через них) подтолкнуть себя в нужном направлении, потому что настаивают на своём. Словно малые дети: «Не хочу! Не буду!». Таким образом, застревают в ситуации вместо того, чтобы продвинуться в ней или выйти из неё, освободиться (что к духовному освобождению имеет самое непосредственное отношение, ибо оно, наряду с остальным, есть выход из зависимости от обстоятельств, прекращение паттерна, привычки ставить себя в зависимость от них, с которыми требуется взаимодействие).

Можно сделать выбор в пользу принятия и отпускания. Нужно даже — сам собой он не сделается. Обстоятельства просто ставят вас перед ним, что оптимально использовать. Жизнь — такая «штука», что далеко не всегда складывается как мы хотим. Неисповедимы пути, которыми ведёт она (в моём понимании тождественная Богу, ибо что Он, если не Жизнь?) к себе. Самой себе и нам самим — настоящим, а заодно к Настоящему, которое к обстоятельствам никогда не сводится. Чаще всего человек сдаётся им — не силе. Даёт им выбирать, не выбирая сам(а). Не принимает, не отпускает их, но зацикливается, отягощается, застревает, в конце концов свыкаясь. В этом нет никакого принятия, есть только привычка, непродуктивная адаптация, конформизм, делающий людей жертвами обстоятельств (не Силы, которая ими п(р)обуждает). Если принять и отпустить, ситуация в корне меняется, происходит Преображение. Посему обозначенное также неотъемлемая часть Искусства Гармоничного Бытия.

Что значит принять?

Принять (и заодно отпустить — одно связано с другим неразрывно) значит, например, не создавать негатив (он именно создаётся вами, пусть процесс стал автоматическим (паттерн) — можно деавтоматизировать, сознавая, участвуя, принимая ответственность за происходящее на себя). Прекратить нагнетать — сам негатив, напряжение, которое в итоге истощает, делая человека (в то время как он(а) сам(а) не делает — нужного) не способным даже к элементарному бытийному усилию, выбору (о соТворении, преображении себя, изменении течения событий даже речи не идёт), вынуждая оставаться/становиться жертвой, плыть по течению (вместо того, чтобы менять его), что не тождественно бытию в Потоке (которое не есть потакание обстоятельствам, но их использование для духовного развития, личностного, как такового, будучи присоединением к той Силе, что «стоит» за ними).

По большому счёту, главный эффект того, чтобы принять и отпустить выражается в прекращении проблематизации. Взамен делания проблемы (она именно делается, когда человек неосознанно проблематизирует), со всеми вытекающими, включая напряжённость, отягощение, принимая, человек видит: нет никакой проблемы, есть ситуация, с которой можно взаимодействовать так-то, что проясняется, когда энергия перестаёт расходоваться негативизмом, напряжённостью и её становится достаточно для осознания, просветления относительно имеющего место. Любой путь проделать в ясности проще, для чего необходимо закончить омрачение, чему обсуждаемое способствует напрямую.

Женщина, идущая через омрачение (тёмный лес) к ясности (пробивающимся лучам Солнца)

Как следствие, меняется отношение к ситуации (о необходимости его изменения говорят многие духовные учителя, коучи, но не всегда обозначается, как это осуществить), которое определяет многое. Ибо, пока она — проблема, это совсем иное положение, нежели когда перестаёт быть таковой. В первом случае вы омрачены, подавлены. Ваше состояние проблемно, что продолжает проблематизацию, самое малое отягощая решение (чреватое множеством потерь), а то и вовсе исключая его. Если принять всё, как есть, это прекращается. Вы осознаёте всё, что нужно было осознать. В частности тот опыт, который можно создать благодаря этой конкретной, уже не проблематизируемой, форме реалий.

Изменение отношения влечёт за собой оное в состоянии (обратное также верно). Оно — краеугольный камень. Ведь что внутри, то снаружи. Внутренней негатив (неизбежный, когда человек проблематизирует), излучаясь наружу, способствует не решению, но усугублению или, как минимум, сохранению негативной формы обстоятельств. Чтобы преображать внешние реалии, вам самим нужно преобразиться. Чему умение принять и отпустить надёжная основа.

Наряду с этим, оно позволяет присоединиться. Чем острее некая ситуация, тем больше в ней энергии. Вся она может стать вашей, когда вы принимаете происходящее. Всю её можно использовать, чтобы двигаться дальше, продвигаться в нужном вам направлении. Вы можете дать обстоятельствам, принимая их, подвигнуть вас. Даже пробудить. Духовное пробуждение самым непосредственным образом связано с давлением происходящего. Тем больше возможность первого, чем существеннее последнее, которое, в случае необходимости, даже нагнетается, что используется в дзэн-буддизме, осознанном страдании христианства (рекомендуемом Гурджиевым и означенной ветвью буддизма тоже применяемом). Способность принять ситуацию делает вас не теми, кого накрывает волна, но профессиональными сёрферами, которые способны оседлать её.

Принимать также значит сдаться, уступить, что так претит эго, желающему всё контролировать, а здесь речь о том, чтобы отпустить (равнозначно принятию), то есть передать контроль за происходящим. Что, конечно, лучше делать не в отношении сдувшегося эго (таков его удел, ибо оно словно надутый шарик), негатива, но той Силы, что всё в конечном итоге контролирует, всем управляет. Воссоединяясь с ней, научаетесь тому — управлению, сотворению, становитесь способными к изменению течения событий, чего не учитывают многие, притязающие на овладение магическим искусством или просто на перемену реалий своего бытия.

Нас учат не сдаваться, чтобы идти вперёд, к намеченным целям, не уступать (как же тогда отстоять своё место под солнцем?), но принять и отпустить значит сдаться сейчас, чтобы победить в дальнейшем (на милость не обстоятельств, но Силы, правящей ими), уступить, чтобы выскользнуть из-под давления, не дав ему себя раздавить. Это бывает необходимо, как и обратное. Иногда нужно плыть против течения, но порой можно использовать его силу, что осуществимо принятием.

Сёрфер, использующий силу течения

Приняв нечто, вы интегрируете это, вбираете вовнутрь, становитесь больше, что позволяет с этим справиться.

В конце концов, принять значит принять. Всё обозначенное выше — средства для этого или последствия.

В принятии Жизни такой, какая она есть, кроется величайшая Сила. Ибо так вы присоединяетесь к Ней и наполняетесь Ею, жизненностью, насущно необходимой для полноценного взаимодействия с происходящим, дальнейших свершений.

Принятие тождественно любви. Принимая человека, жизнь, проявляете любовь к ним. Ваше бытие наполняется ею (равнозначной жизни, ибо где одно — там другое). Теперь вам не нужно ждать её, искать, культивировать — вы уже в ней. Любить по-настоящему — значит непременно принимать (пусть среди прочего).

Как в случае с любовью, что значит принять (и отпустить — одно проистекает из другого) можно познать лишь на своём собственном опыте. Не думайте о том, как. Не давайте уму (отсутствию опыта, если он отсутствует) останавливать вас. Просто сделайте. Так познаете. Не факт, что после (умом) будете знать, как. Но главное — будете уметь, создадите соответствующий опыт, что, п(р)оверьте, в корне преобразит вас и всё ваше бытие (во всех его аспектах — личном, деловом, духовном, если заинтересованы в таковом).

Больше о силе принятия можно узнать в отдельном материале.

Как отпустить (ситуацию)?

Прежде всего, нужно (речь именно о необходимости, которая не оставляет иного выбора, что лучше уметь принимать, не проблематизируя) сознавать: когда вы способны принять, можете отпустить. Первое порождается вторым (обратное тоже верно — речь о равнозначных частях одного и того же процесса). Соответственно, если сделано одно, другое прилагается.

Но в данном случае речь о том, как. Помимо того, что это можно просто сделать, имеются определённые средства осуществления.

Начну с обратного и вполне очевидного: нужно перестать цепляться (культивируя умение принять). Обычно люди изо всех сил, которые в итоге закономерно теряют (до состояния непродуктивного обессиливания, не позволяющего что бы то ни было предпринять, сделать нужный выбор), цепляются за актуальную для них ситуацию. Таким образом, она застывает, остаётся статичной, потому как человек своими усилиями, цеплянием, не даёт развиваться ни ей, ни себе. Вместо движения дальше (от одной ситуативной формы к другой), человек держится за наличествующее, которое в итоге продолжается, будучи удерживаемым. Так случается застревание и увязание в болоте, когда актуальное не решается от слова «никак». Человек, не принимая, просто не даёт жизни идти своим чередом, заодно не движется вместе с нею (цепляясь), отчего ситуация застывает, а вместе с ней сам(а) человек. Застой, стагнация. Нужно в прямом смысле отпустить (что значит и принять), разжав хватку, дав (жизненному) Потоку нести вас дальше. Рациональность, конечно, может задаться вопросом, куда он принесёт? К доселе невиданным высотам (см. притчу Ричарда Баха). Самое главное — вынесет из данной конкретной ситуации. Нюанс: именно этого люди зачастую боятся. Мол, «приму, отпущу ситуацию (к примеру, в личной жизни или бизнесе) и всё — тогда она точно не решится, ведь я её не решаю». Но! Цепляться за неё, теряя силы — не означает решения, препятствует ему, позволяет ей оставаться именно в такой форме, которая в итоге не меняется, будучи сдерживаемой. Нужно уметь отпускать. Прекращая тратить энергию (наличие которой позволяет решать). Доверяясь естественному течению событий.

Красивая женщина закрыла глаза, доверяясь Потоку

Суть в том, что вы перестаёте зацикливаться, блуждать внутри порочного круга. Отпустить — значит вырваться наружу. Не ломайте голову над тем, как — просто сделайте это. Не зацикливайтесь на происходящем (оно, возможно, нуждается в концентрации, но её избыток есть зацикленность, не дающая расслабиться, восполнив запасы энергии, вдохнуть свободно, преисполнившись вдохновения). Есть существенная разница между тем, чтобы оставаться/становиться зацикленными и стать сосредоточенными, проникнув в суть «проблемы», узреть её возможности, решение.

Отпустить можно, лишь прекратив цепляться, зацикливаться (способность принять помогает). Как это сделать? Что это означает? Перестать думать о ситуации. Либо заняться практикой недумания (не такой сложной, как может показаться из-за элементарного отсутствия опыта — это просто так же, как не делать что-либо иное, когда не требуется). Либо занять ум, вцепившийся в некое обстоятельство, чем-то другим. Покуда он не приручён, ведёт себя словно ребёнок. Нужно отвлечь(ся), увлечь(ся). Не важно, чем. Прогулкой на природе, если давно не бывали и любите, её красотой, которой (и каковую) внимаете (проникаясь спокойствием, гармонией, ведь ей людская суетливость не свойственна), просмотром интересного кино (если не вошло в привычку до такой степени, что уже не отвлекает), игрой (настольной, компьютерной), духовной практикой в конце концов, которой можно увлечься и уж точно отвлечься (особенно поперву, когда лишь начинаете осваивать, что вынуждает ум сконцентрироваться на новом, а значит отпустить то, за что он прежде цеплялся; в дальнейшем концентрация и управление вниманием культивируются самой практикой). Годится всё, что вас увлекает и отвлекает. В бар тоже можно пройти (если не устоявшийся паттерн). Нужно развеяться. Выйти за пределы привычного. Заодно зацикленности. Если настолько закрутились, что об увлечениях забыли, вспомните, что вам нравилось, чего давно хотели, сделайте это.

Нежелание принять нечто чревато зацикленностью. Она в отношении происходящего означает, что внимание сфокусировано только на нём. Даже если оно станет направлено ещё на что-то, уже позволит высвободиться, вдохнуть свободнее. Если отвести полностью, переключиться (отпустив, соответственно), тем более. Тогда вы свободны от ситуации. Она не давит на вас вообще. Есть пространство для манёвра, появляется множество вариантов действия, которые отсутствовали, пока вы оставались связаны ей, зациклены на ней, поглощены ею, вследствие чего она крутила-вертела вами, а не вы её, чтобы разглядеть как следует и понять (а то и осознать), как лучше действовать. На что направлено внимание — усиливается. В том польза его отведения от «проблемы». Она перестаёт быть питаемой вами, той энергией, которую направляете посредством внимания. Ведь оно — вектор направления энергии. Запомните это. Направлять его лучше сознательно, не давая конкретному обстоятельству завладеть им. Ибо тогда оно завладеет вами. А кто владеет, тот распоряжается, решает. Лучше, чтобы это стали вы. От чего отводите внимание — исчезает. По крайней мере для вас. Потому перестаёт донимать. Вы отпускаете. А если оно не отпускает? Ан нет. Из вас двоих только вы обладаете даром свободной воли. Можете проявить её. Пусть её пока не хватает для решения, проявляя, утверждаетесь в ней. Когда сможете принять и отпустить полностью, хватит с избытком. Отведение внимания актуально не только на что-то внешнее, но также вовнутрь. Где оно, там ваша энергия. Зацикливаясь на ситуации, отдаёте всю энергию ей; обращаясь вовнутрь, возвращаете её себе, отчего наполняетесь ею и способны решать. Также (в буквальном смысле) приходите в себя. Переставая быть не в себе, но в обстоятельствах.

Зачем всё это нужно?

Из написанного выше уже можно сделать вполне определённые выводы относительно того, зачем всё это нужно — уметь принять и отпустить. Один из основных моментов — позволяет двигаться дальше, не зацикливаясь на конкретной ситуации, не застревая в ней, продолжить Жить (или даже начать, настолько существенным может оказаться данный опыт, выявив, что ранее, вследствие отсутствия означенного умения, не жили сполна, по-настоящему).

Девушка, чей прыжок преисполнен Жизни

Иногда рассматриваемый подход позволяет решить принятую и отпущенную ситуацию (за счёт прекращения проблематизации, присоединения к Силе, превосходящей заведомо ограниченную личную — поверхностную, на уровне отделённого от Сущего и разделённого внутри (раздробленного на множество частей, противоречащих друг другу, конфликтующих) эго), в других случаях — выйти из неё с наименьшими потерями или даже без таковых, не теряя (себя, наряду с прочим, например, жизненностью, расходуемой на бессмысленные сожаления, удручённость и пр.), но обретая (себя, Жизнь, открывая Настоящее, Духовное измерение бытия, если есть такая цель, что, впрочем, может произойти спонтанно, например, я не стремился его открыть, мной руководило стремление познания того, как устроена Реальность, что лежит в основании поверхностного).

Способность (данная нам всем, как один из возможных выборов) принять и отпустить позволяет реализовать тот духовный опыт, который есть Истая Духовность — непосредственное соприкосновение с Силой, коей пронизано всё, которая стоит за разворачивающимися событиями. Вслед за этим соприкосновением, реализуется Присутствие, о котором говорит Экхарт Толле, Единение, вследствие которого вы начинаете Быть в Духе, что несоизмеримо значимо в бурном океане Жизни и есть выражение истой духовности, в пику равняемой со нравственностью и моралью, которые, при всей их ценности, лучше, чтобы имели глубинное, духовное основание. Вследствие принятия с отпусканием ваше бытие обретает новую глубину, которую вместе с тем обретаете вы сами. Так начинается новая жизнь.

Обсуждаемое напрямую способствует освобождению, потому как принимая и отпуская обстоятельства, вы не даёте им давить на себя (доводя до омрачения, подавленности). Становитесь свободны. Ни с чем не сравнимое ощущение. Впервые появляется свобода быть так, как вы сами выбираете (а не как вынуждали обстоятельства). Действовать продуктивно. Творить себя, свою реальность по своему усмотрению, перестав быть всецело определяемыми внешними условиями. Такое освобождение, в конечном итоге, дарует просветление. Сначала относительно конкретной ситуации, каковую принимаете и отпускаете, затем как таковое.

Но сперва этому предшествует пробуждение (какое просветление во сне? туман, всё разворачивается само собой). Ничто так не пробуждает (на себе испытано), как способность принять. Когда обстоятельства принимаются вами (не имеет значения даже если под их собственным давлением, потому как ничего уже сделать нельзя, например, — момент упущен или всё возможное сделано), вы начинаете их чувствовать сполна (также пробуждает, имея непосредственное отношение к принятию). Огонь чувств, со всей их остротой (равно как принимаемой ситуации) просто-напросто вынуждает проснуться, не даёт снова заснуть, отчего остаётесь пробуждёнными. Многие застревают на этой (имеющей свои негативные стороны) стадии. Приняв [происходящее] как есть, сумев отпустить, продвигаетесь дальше — к духовному просветлению, когда реалии земного бытия перестают быть омрачающими и отягощающими, став озарёнными светом Духа, которому вы открылись.

Женщина, сумевшая принять и отпустить, взгляд которой выражает просветление

Итог — кардинальное Преображение. Принимая и отпуская, воссоединяетесь с той Силой, Единению с которой посвящена йога и любая религия (по крайней мере изначально: как её используют (сами люди) — уже другой вопрос). Или, если кому по нраву такая формулировка (сути нисколько не меняющая) с силами, сокрытыми внутри вас самих, в глубинах (используя психологическую терминологию) вашего подсознания. Верите ли вы в эти силы или нет — никакого значения не имеет. Практикуя обсуждаемое, можете п(р)оверить.

Среди прочего, так проявляется любовь, насущно необходимая для полноценной жизни, — способностью принять, как есть, и — в случае необходимости — отпустить.

Наряду с тем, чтобы брать(ся), нужно уметь отдавать(ся), принимая, отпуская (доверяясь Жизни, естественному течению событий, а значит Естеству, Силе). Одно неполноценно без другого. Отсюда дисгармония бытия современного человека (и прежних времён). Принять и отпустить значит уравновесить то, что делается обычно и продолжая быть делаемым, порождает однобокое, перекошенное, неуравновешенное, дисгармоничное (касается и бытия, и человека). Непрестанные сопротивление, давление, постоянное настояние на своём, чреваты измождением, когда человек перестаёт не только мочь — даже хотеть, не зная чего хочет, потому как истощен(а), нет сил на это. Принятие с отпусканием, восстанавливая равновесие, позволяя (в прямом смысле) собраться с Духом, передохнуть, оживляют, возвращая к Жизни, наполняя ею всё, приводя в движение (вас и все аспекты вашего бытия). Устоявшаяся ситуация остаётся позади, потому как вы приняли её, отпустили и более не будучи ею отягощёнными, вступаете в новую жизнь, можете двигаться дальше, вперёд — к намеченным целям в личной жизни, бизнесе, духовном развитии.

***

Таким образом, умение принять и отпустить — жизненно необходимый навык. Часто игнорируемый западным человеком, наученным обратному (пусть не лишь научение тому основа). Если вы столкнулись с ситуацией, которую не способны на данный момент решить (что не исключает её решения в дальнейшем), примите, отпустите, освободите себя. Перестав цепляться, быть скованными, вы удивитесь, на что способны. Ведь это существенно повышает энергетический потенциал — энергия перестаёт расходоваться на цепляние, неприятие, негативизм, столь типичное напряжение. Обратное просветляет: вы ясно видите путь, которым можно пройти к цели, возвращаетесь от обстоятельств к себе, Жизни. Наполняясь ею, преображаетесь, свершаете то, что выбираете, ибо полны Силы. Рассмотренное — не самый очевидный для многих способ бытия. Зато один из наиболее действенных. Позволяющих реализовать пробуждение, просветление, Преображение, не проводя многие годы в медитации. Можете познать на себе. Если решитесь. Дерзайте!

Александр Магас/ автор статьи

Духовный наставник. И заодно бытийный. Страстный исследователь Искусства Гармонии и Преображения Бытия. Пошёл ко дну в кризис 2009-го. Не утонул. Переродился.

Понравилось? Поделиться с друзьями:
Искусство Гармоничного Бытия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить", я принимаю условия пользовательского соглашения , а также ознакомлен(а), согласен/согласна с политикой конфиденциальности и даю согласие на обработку моих персональных данных.