Красивая женщина в процессе неделания

Неделание: как практиковать и для чего применять

Ввиду привычности обратного (постоянной активности — делания) неделание становится уравновешивающим фактором, утверждающим гармонию. Несмотря на кажущуюся непритязательность формы (как-никак не изысканная йога), это одно из самых эффективных средств Преображения. Притом не только внутреннего, но и внешнего. Потому как внутреннее состояние самым непосредственным образом выражается во внешних проявлениях. Стремитесь преобразить своё Бытие — нужно не только делать, обратное необходимо ничуть не менее.

Применение

Зачем вообще нужна вся эта «дурь»? Блажь, если угодно. Ведь нам, западным людям (автор, греческих корней, тоже человек, взращенный в западной культуре), свойственно (отчасти небезосновательно) полагать, что только действуя можно что бы то ни было изменить. Как бы не так. Неделанием тоже реально.

Работа с негативом

Для многих одним из наиболее актуальных моментов может стать работа с негативом. Речь о негативном внутреннем состоянии — соответствующих мыслях, эмоциях, чувствах, отражающихся на действиях, направленных вовне и внешних реалиях в целом.

Но при чём здесь неделание? Ведь нужно работать с состоянием. С одной стороны — да, это можно назвать работой или проработкой. Но с другой речь прежде всего о том, чтобы переварить ощущаемое (об этом отдельно), пережить и оставить позади.

Непрестанное делание часто имеет своим основанием нежелание чувствовать то, что внутри, погружаться в это, бегство или, если выразиться более тактично (что не всегда оправдано), попытка отвлечься. Она ничего не решает. Что было внутри никуда не денется. Более того, в случае игнорирования превратится в хроническую проблему. То есть негатив станет постоянным. Омрачая в одни моменты и прорываясь наружу в другие, как только нет возможности отвлечься или защитные механизмы психики ослаблены напряжённой работой, недосыпанием, недоеданием, стрессом.

Суть практики неделания в отношении негатива в том, что когда вы ощущаете последний, вместо того, чтобы пытаться отвлечься, не делаете этого, но обращаетесь к тому, что чувствуете.

Задача быть в негативном состоянии и чувствовать всё, что чувствуете, проживать это, как можно более полно, всецело открывшись своим чувствам, поддерживая их (а не подавляя, игнорируя или отстраняясь от них), давая им развиваться, а при необходимости (в отсутствие их должной силы) усиливать (направленным думанием о проблемной ситуации, музыкой соответствующей состоянию).

Делание отвлекает от негатива. Отсюда широкое распространение эскапизма (бегства) и обилие его методов. Неделание позволяет ему выйти на поверхность. Тогда его можно пережить. Делать по большому счёту ничего не требуется. Достаточно просто быть в процессе. Отдаться ему. Дать ему идти своим чередом.

Вместе с тем приходите в Чувство, увеличивая свою способность чувствовать. Чем полнее чувствуете, тем полнее живёте. Уже лишь поэтому не стоит избегать работы с негативом. Другое её очевидное последствие — его исчерпание, посредством проживания, за чем следует облегчение и просветление.

Женщина улыбается, испытывая облегчение

Проявление Глубинного

Практика неделания позволяет глубинному, сдерживаемому постоянной активностью, не имеющему возможность проявиться, выйти на поверхность.

Сначала это мысли, эмоции и чувства, связанные с прошлым, настоящим и будущим, то есть разнообразный личностный, эго-ориентированный материал. Сам этот процесс довольно интересен. Можно много нового узнать о себе. О том, что оказывается волновало всё это время.

Затем, как только личностная проблематика в процессе неделания исчерпана, начинают проявляться глубинные аспекты (можно сказать «психики», но я бы предпочёл) человеческой природы. Духовная глубина получает шанс проявиться. Именно напор Силы Духа выталкивает на поверхность различный эмоционально-чувственный материал, вытесненный вовнутрь (в подсознание, как выразились бы психологи). Чтобы не иметь с этим дело, люди часто и стремятся себя занять, оставаться занятыми, вовлечёнными в непрестанную активность той или иной формы (работа, бизнес, общение, чтение, музыка, кино).

Такое проявление глубинной силы, выражающееся в приливе энергии (часто постфактум — после практики неделания), позволяющее ощутить её, в свою очередь позволяет проще справляться с негативом.

Во время духовного кризиса, например, нет никакого иного варианта, кроме как отдаться (ничего не делать), погрузиться в поток переживаний (часто негативных). Это самый эффективный способ прохождения через него и последующего возрождения, независимо от того, заканчивается ли оно окончательным просветлением или нет (что может потребовать дальнейшей работы). Вместе с тем (и вслед), как раз, выявляется Глубинное. Что, вкупе с освобождением от негатива, есть процесс Духовного Раскрытия. Неделание, таким образом, напрямую способствует ему.

Переваривание

Работа с негативом тоже означает его переваривание (по крайней мере, это один из самых эффективных способов). Но последнее необязательно может иметь место в рамках первой.

Например, вам нужно переварить какой-то отдельный момент, состояние, актуальное сейчас. Это можно сделать, не погружаясь в целенаправленную работу с состоянием, означающую полное его проявление, усиление даже. Вы просто можете дать себе время побыть в нём.

Ваша задача не столько погрузиться в него с головой (как нужно делать, прорабатывая), а просто дать ему быть. Вы при этом можете не вовлекаться в него. Быть в параллели с ним. Даже не обязательно наблюдая.

Переваривание в данном случае (некой эмоции, состояния) происходит само собой. Психика обладает достаточной степенью автономности, но не имеет возможности справляться с перевариванием, когда человек постоянно вовлекает её в какое-то делание, особенно внешнее.

То есть разница между перевариванием, как разновидностью практики неделания, и работой с негативом в том, что в последнем случае вы полностью вовлекаетесь в процесс (активное переваривание при вашем непосредственном участии), а во втором — нет: вы просто даёте перевариванию происходить.

Если сидите, можете встать, опереться на стол, стену — любую поверхность, чтобы стояние не вызывало особого напряжения. Стоите и ничего не делаете.

Мужчина, стоящий у кирпичной стены, ничего не делая

Жёстких рамок нет. Процесс может быть спонтанным. Творчество приветствуется.

Можете ощущать тело, вибрацию энергии внутри него; закрыть глаза и направить внимание вовнутрь. Или не закрывать, глядя в пространство перед собой, на стену (вы же знаете, что это разновидность медитации?). Или дать взгляду расфокусироваться. Эдакая деконцентрация, вследствие которой восприятие расширяется за пределы мыслей и эмоций, на которых оно было сфокусировано и которые растворяются, перевариваются в этом пространстве или просто за счёт пребывания в данном конкретном состоянии (без активного взаимодействия с ним, как в случае с направленным переживанием, проработкой).

Можно продолжать сидеть, если сидели и дать себе «зависнуть».

Имейте в виду, что для глубинной проработки негатива обсуждаемый вариант переваривания (без вовлечения) не подойдёт. Им нужно заниматься отдельно. Насколько бы неприятно это ни было, освобождение того определённо стоит.

Целенаправленное размышление

Тоже может быть формой практики неделания. Особенно для тех, кому присуще сначала делать, а потом думать. Или не свойственно размышлять. С одной стороны это смена паттерна, а с другой остановка привычной активности, чтобы дать себе время что-то обдумать, поразмыслить. Не обязательно над чем-то «глобальным», вроде смысла жизни. Это может быть самоанализ, самоисследование, целенаправленное размышление над каким-то вопросом.

Останавливая активность, инициируя неделание, вы даёте себе время собраться с мыслями. Можно как в случае с перевариванием просто дать мозгу время усвоить информацию, не участвуя в процессе (лучше, чтобы это стало обязательным элементом жизнедеятельности, иначе информация сполна не усваивается).

Прекращение активности позволяет остановиться и увидеть что есть (например, себя, то, что внутри), поразмыслить над этим. Особенно, повторю, если обычная непрестанная активность не оставляет на это времени и этому не уделяется должного внимания. Думать — вроде как форма действия, пусть и внутреннего, но разворачиваемая в процессе прекращения обычного делания, отчего может быть отнесена к неделанию и составлять его часть.

Хотя, увлекаться не рекомендую. Эго может быстро приспособиться и заменить обычное делание думанием, скрашивающим те моменты, когда ничего не делаете, позволяющим времени пролететь быстрее. Но сама суть процесса не в том, чтобы скоротать время (убить его и привычная безостановочная деятельность позволяет), но в том, чтобы не делать того, что делается обычно.

Здесь актуально не только размышлять, что лучше по мере необходимости, например, когда появилась ясность относительно какого-то момента (неделание, прекращая безудержный расход энергии проясняет уже потому, что этой самой энергии начинает хватать, чтобы высветить нечто — увидеть и осмыслить), но также чувствовать, присутствовать Здесь и Сейчас, просто Быть.

То есть не следует обращать всю практику неделания размышлением, ни целенаправленным, ни тем более автоматическим (которому, впрочем, можно не препятствовать, наблюдая, давая внутренним процессам, включая мыслительные, идти своим чередом), но как форму использовать можно.

Расслабление и созерцание

Красивая девушка, расслабленно лежащая в постели

Действие — это как бы вдох, а созерцание — как бы выдох, и человек, не владеющий тем и другим, не вполне человек.

Герман Гессе

С непрестанным деланием суть та же, что с безостановочным (автоматическим) думанием. Будучи постоянными, они отнимают энергию, истощают. Соответственно, неделание и недумание, как формы остановки/уравновешивания противоположных им активностей, позволяют восстановить силы. Если не выдыхать, расслабляясь, ничего не делая, это критично. Большинство людей неизменно находится в таком положении, откуда неизбежный кризис. Пусть его и можно использовать как возможность для развития.

Формы неделания необязательно должны быть экстремальными (как в случае работы с негативом для его проживания, прохождения через личностный кризис или духовный, которые, впрочем, тесно переплетены между собой), можно просто расслабиться, созерцать.

Релаксация, по сути своей, представляет собой неделание — максимальное снижение мыслительной и мышечной активности (заодно эмоциональной). Но и сама обсуждаемая практика, будучи прекращением внешней деятельности, незаметно исчерпывающей энергию (снижающей ваш потенциал, расходуя энергетический ресурс), способствует расслаблению. Иначе говоря, расслабляясь, ничего не делаете (расслабление — отсутствие действия, усилия) и наоборот — ничего не делая, расслабляетесь. Восстанавливаете запас сил, чтобы преисполнившись их взяться за насущное.

Созерцание — акт недеяния, неделание — тоже способствует расслаблению. И вхождению в изменённое состояние сознания (необычное бытийное состояние). Не будучи вовлечёнными в обыденную активность, вы просто созерцаете. Не важно что. Это может быть интерьер офиса, комнаты, городской пейзаж, природный или внутренний. Вы не углубляетесь в негатив, как при работе с ним, ничего не перевариваете (что не исключает данного процесса в автономном режиме), а направляете внимание на что-то, всецело растворяясь в этом, забыв о себе и своих проблемах (проблематике эго).

Полноценный отдых

Практика неделания как таковая, тем более в форме расслабления и созерцания, в отличие от привычной постоянной занятости чем-то (если не работаю, то смотрю что-то, читаю) обеспечивает полноценный отдых, сопровождающийся впоследствии ощущениями свежести, подъёма сил и бытия в Духе (внутреннего подъёма, связанного с проявлением Глубинной Силы, которая вследствие прекращения вовлечения во внешние процессы, получает возможность проявиться, дать знать о себе, что само по себе значительное открытие).

Даже в отсутствие полного расслабления (без использования конкретных техник релаксации), ум и эмоциональная сфера, не будучи вовлечёнными в привычную, постоянную активность, уже за счёт этого расслабляются, что позволяет отдохнуть как следует. Притом «я», для которого это непривычно, немало так удивляется поначалу. И даже несмотря на позитивный опыт такого рода, может по инерции пытаться утянуть в делание, не дающее отдохнуть. Так что вам, которые не только «я», какое-то время потребуется брать инициативу в свои руки.

Ощущение отдыха, несмотря на напряжённость процесса, может следовать за работой с негативом. Отчасти из-за смены деятельности, отчасти из-за того, что он разряжается в процессе его проживания. Даже если сразу ощущение облегчения не проявляется. Оно может дать о себе на следующий день, позднее. Так или иначе, проживание некогда накопленного негатива исчерпывает его, что сопровождается облегчением, а как следствие расслаблением.

Итак, делание может не дать отдохнуть. Оттого хочется, чтобы отдых продолжался. Силы не восстановлены, чтобы со рвением и энтузиазмом вернуться к деятельности. И сколько бы свободного времени ни было в распоряжении, если оно занято деланием, ощущение отдохновения может не последовать. А вот неделание обеспечивает отдых в полной мере. Даже несмотря на вероятное недовольство эго, которое, наверняка, хотело бы посвятить свободное время чему-то ещё. Его неудовлетворённость меркнет на фоне того, что отдохнули как следует. Возможно так, что впервые за долгое время испытаете блаженство Бытия.

Трансценденция эго

Путь посреди Вселенной, символизирующий трансценденцию

Неделание отключает, ослабляет, отодвигает в сторону деятельное эго (вместе с привычной ему деятельностью). Это способствует трансценденции (ощущению духовного пространства) и позволяет Высшей Силе вливаться, если не беспрепятственно (потому как эго может продолжать функционировать, возможно, будучи сильно обеспокоенным бездействием), то намного проще.

Ослабленное эго не может поддерживать свои прежние границы, а значит свою отделённость. Озарение, просветление, вдохновение (имеющие самое непосредственное отношение к бытию в Духе) получают возможность излиться на вас, ваша истинная, глубинная природа, единая с Сущим (проявленным и непроявленным), наконец может проявиться.

Одна из главных функций практики неделания именно ослабление эго. Которое не прекращает существовать, но останавливается (прекращением привычной активности), оказывается в растерянности из-за невозможности поддержания себя за счёт привычных действий, паттернов. Ведь оно само, по большому счёту, один сплошной паттерн, если рассматривать его как «я», образ себя, личность, сформированную стечением обстоятельств, различными внешними влияниями, имевшими место на протяжении жизненного процесса.

Растерянность и ослабление эго позволяют трансцендировать его (все ситуации, сопровождающиеся данными состояниями, можно целенаправленно использовать для этого).

Ощутив себя за его пределами, узнаёте, что вы не только «я». Оно вот — прямо перед вами — изнемогает, негодует, ярится, но вы постепенно перестаёте быть в нём, отрешаясь (самим неделанием, наблюдением, выбором не от эго, которому бездействовать не по нраву, но от себя).

Вместе с тем, как преодолеваются границы эго, потому как вы уже не в его рамках, не в рамках привычного делания, происходит трансценденция: вы оказываетесь в духовном пространстве, на просторе Силы. В дальнейшем можете использовать её по своему усмотрению.

Постепенно ощущение (читайте — Осознание) Присутствия Силы (Запредельного, Трансцендентного) проникает в повседневную жизнь, что преображает её и вас. Сразу вы можете не ощущать это Присутствие. Но чем дольше практикуете неделание, тем более явным оно будет становиться для вас, тем более одухотворёнными будете становиться вы, то есть Быть в Духе. Это самая что ни на есть духовная практика, обеспечивающая реальное развитие в соответствующем направлении, глубинное Преображение под воздействием глубинной Силы, вашей истинной природы.

Практика: что конкретно «делать»

Можно было бы ограничиться простым ответом: «ничего» и закончить. Но не тут-то было. Хоть в конечном итоге суть именно в этом, полагаю, «я» с умом всё-таки нуждаются в некоторых объяснениях.

Различные традиции, авторы могут вкладывать в понятие неделания разный смысл. В даосизме есть концепция «недеяния», У-вэй — более широкий подход, применяемый ко всей жизни, которая проживается как бытие в Потоке (Дао). Кастанеда вкладывает свой смысл. Где-то когда-то попадалось определение, как действия, заведомо бессмысленного, бесполезного. Например, подметание двора прутиком. Вроде из дзэн… То, о чём идёт речь здесь, скорее элемент, средство, применяемое, как часть Искусства Гармоничного Бытия.

Под практикой неделания подразумевается прекращение привычной активности, остановка.

В жизни каждого человека есть паттерны: закончен рабочий день — можно что-то почитать, посмотреть, в общем делать что-то. Суть в том, чтобы НЕ делать. Вместо того, чтобы по инерции уйти в привычную активность. Сначала может потребоваться усилие, чтобы преодолеть инерцию, не дать затянуть себя водовороту привычного. Потянулась рука открыть ноутбук, обычно посещаемую страницу в браузере, взять смартфон, включить сериал, телевизор — остановитесь. Не делайте этого.

Мужчина, отвернувшийся от ноутбука

Деятельное «я» (эго) будет пытаться сбежать в активность. Мол, «ладно, если не одно, тогда другое». Вспомнит о каком-нибудь деле, которое обычно остаётся за бортом в виду безостановочной активности. Задача просто остановиться. Ничего не делать. Сидите перед (так и не открытым) ноутбуком, компьютером, в кресле, на диване — оставайтесь сидеть. Пересядьте в другое место, лягте, постойте. Направьте внимание вовнутрь.

Следите за тем, что думаете, чувствуете, какие ощущение у вас вызывает остановка, когда начинаете практиковать неделание. Постоянно делать что-то вы и так умеете. Нужно уметь и обратное. Эго это может казаться бесполезной тратой времени. Ан нет. Просто ему свойственно постоянно быть вовлечённым в активность. В ином оно не видит смысла, что не выявляет отсутствие последнего. Как минимум вы обеспечиваете восстановление равновесия: действие уравновешивается бездействием.

Проще недумания

Невзирая на то, что могут понадобится определённые усилия, возможно существенные (в том, среди прочего суть, потому как такие усилия есть средство культивации воли, способности к бытийному усилию), неделание для кого-то может оказаться проще недумания.

Внутренние процессы, как правило, контролируются меньше, чем внешние. Часто проще не совершить некое внешнее действие, нежели воздержаться от внутренних активностей, которые в основном разворачиваются бесконтрольно. Ввиду безучастности. Читайте: не то чтобы неспособности участвовать, но отсутствия участия. Из-за непривычности, отсутствия навыка и осознания возможности.

Неделание не исключает думания. В случае с проработкой негатива думать бывает необходимо и потому это стоит поддерживать и развивать, чтобы раскрутить состояние, способствовать увеличению его интенсивности для полного проживания (его прогорания). В этом плане обсуждаемая практика «демократичнее» недумания.

Хотя, развитие последнего навыка — всего лишь вопрос опыта, в определённые моменты, когда эго чем-то всерьёз озабочено (чрезмерная серьёзность одна из его ключевых проблем, усложняющих жизнь людей порой непомерно), прекращение думания может оказаться затруднительным или вовсе (на данный момент) нереализуемым.

Ничего критичного. Практиковать неделание — значит воздержаться от обычной внешней активности. А внутренняя может разворачиваться как ей угодно. В частности это используется для работы с негативом, описанной выше.

Суть предельно проста: закрыть ноутбук, отложить смартфон проще, чем остановить ум (инициируя недумание). Потому как людям привычнее взаимодействовать с внешним миром, нежели внутренним. Другое дело, что оба эти взаимодействия важны в равной мере.

Продолжительность

Как любую другую практику, неделание лучше начинать постепенно. Хотя, если ваша задача устроить себе встряску (чтобы пробудиться, например), можно сразу в омут с головой. Всерьёз и надолго. Другое дело, что лучше смотреть на вещи реалистично. Прежде чем нырять, нужно уметь плавать. Для этого и если задаётесь целями равновесия, гармонии, постепенность предпочтительна.

Если не привыкли сидеть на месте, ничего не делать (прежде автору был свойственен такой склад), начать можно с минимального — 5-ти минут. Дальше увеличивать продолжительность до получаса. Можно сразу, если неделание даётся легко. Или с промежуточными шагами. Главное приучить себя останавливать(ся). В дальнейшем пригодится для медитации, если интересуетесь.

Девушка готовится к медитации, глядя на Солнце

Полчаса — первая стадия. Мягкая форма практики неделания. Просто выделяете время и ничего не делаете. Бросьте себе такой вызов. Не пожалеете.

Следующим шагом может стать либо увеличение продолжительности (до часа например), либо неоднократное неделание. Пять минут с утра, 20 в обед, 15 вечером. Общая продолжительность таким образом увеличивается. Заодно приучаете эго и ум, которые перестают мешать ничего не делать. Или по крайней мере неистово не противятся.

Сессии по полчаса-часу несколько раз в день — уже значительный прогресс в неделании. Альтернатива — несколько часов подряд. Не получается в будни — можно делать в выходные (хотя бы один из них). Необходимость «пожертвовать» чем-то, что обычно делаете пусть не смущает. Эффект окупится сторицей. Это форма средней сложности.

И наконец «жёсткая» практика (настоящий хардкор) — полная форма неделания, когда ему посвящается весь день (всё время телесного бодрствования). Наиболее эффективный вариант — несколько таких дней подряд. А то и несколько недель.

Некоторые замечания

Длительный срок — традиционная форма духовного пробуждения и даже просветления, используемая издревле. Хотя в известном отшельничестве, уходе в пустыню, горы имеются ещё и другие составляющие — изоляция, уединение, страдание — испытание, которым становится всё это, огонь, в котором сгорает напускное и остаётся лишь Сущностное.

Впрочем, просто для нормализации состояния хватит одного дня. Можно пролонгировать за счёт сессий по несколько часов подряд в последующие.

С одной стороны создание (посредством испытания) дискомфортных условий (выход за границы зоны комфорта, как это называют психологи) разжигает огонь, создаёт давление достаточной степени интенсивности, чтобы сгорело старое, чтобы вытолкнуть к новому. Но если пережать, сделать это слишком рано, пока вы («я», ум, эмоциональная сфера) ещё к этому не готовы, приведёт лишь к тому, что станете опасаться обсуждаемого и всячески его избегать. Притом, уже не как прежде. А прямо-таки со рвением погружаться в делание с головой.

Не давите на себя чрезмерно. Знайте свой предел. Будьте откровенны с собой. Да, в конечном итоге нужно выйти за пределы (Гурджиев так вообще использовал это в качестве одного из основных методов). Но и постепенный переход от краткой формы неделания к полной — вполне эффективный сценарий.

А если нет далеко идущих целей (духовного раскрытия), сгодится и средняя продолжительность. Простая (краткая) форма практики нужна лишь для раскачки и существенного влияния не окажет. Здесь работает правило, когда количество обращается качеством.

Дни Силы (Солнцестояния и Равноденствия)

Особенно эффективно практиковать неделание в Дни Силы для присоединения к Ней: делание не отвлекает от ощущения Силы и даже, если нет такого ощущения, не мешает Ей вливаться в вас, наполняя. Потому как вы открыты (возможно, если такая практика непривычна, уязвимы даже, что тождественно открытости), не находитесь в состоянии узкого фокуса на делании, который ограничивает область вашего присутствия им.

Девушка, наполняющаяся силой, пронизывающей её молниями

На что направлено внимание, к тому присоединяетесь. Если оно поглощено деланием, под его влиянием (воспринимаемой информации) и находитесь. Если нет, сразу открываетесь для иного, даже если пока это иное (поток силы, духовное пространство) не ощущаете. Со временем такая открытость усиливает ощущение, и вы начинаете осознавать незримое Присутствие, пронизывающее Всё, всюду сопутствующее вам. Так реализуется Истая Духовность или религиозность, в её неформальном виде.

Поэтому в Дни Силы рекомендую увеличивать продолжительность практики неделания по сравнению с обычной. То есть, если в некоторые дни проводите полчаса ничего не делая, то в Солнцестояния и Равноденствия проведите несколько таких сеансов, возможно увеличив их продолжительность. Так вы уделите больше времени на присоединение к Силе, подзарядку, способствующие увеличению продуктивности в дальнейшем. Хоть в бизнесе, хоть в духовном развитии.

Даже если ощущения Силы не будет, не огорчайтесь. Сама по себе практика неделания оказывает глубинное преображающее влияние. Как смена паттерна, она позволяет выйти за пределы обыденности, рутины. Делая новое, обновляетесь сами и одновременно обновляется всё ваше бытие.

***

Будучи непривычным деятельному западному человеку, неделание незаслуженно лишено внимания. Соответствующая практика позволяет восстановить равновесие (нарушенное постоянной активностью), освободиться от накопленного за годы жизни негатива, полноценно отдыхать и даже трансцендировать эго. А затем, освободившись ото всей его проблематики и собравшись с Духом, преобразиться и стать способными Преображать реалии своего бытия. Дерзайте не делать! Так познаете утверждение Гармонии и Единение с Силой, которая будет сопутствовать вам везде и во всём.

Александр Магас/ автор статьи

Духовный наставник. И заодно бытийный. Страстный исследователь Искусства Гармонии и Преображения Бытия. Пошёл ко дну в кризис 2009-го. Не утонул. Переродился.

Понравилось? Поделиться с друзьями:
Искусство Гармоничного Бытия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить", я принимаю условия пользовательского соглашения , а также ознакомлен(а), согласен/согласна с политикой конфиденциальности и даю согласие на обработку моих персональных данных.