Site icon Искусство Гармоничного Бытия

Кто такой духовный наставник и зачем он нужен

Крылья Духа над водным простором на фоне рассвета

Чего только ни начитаешься о том, кто такой духовный наставник. Часто это не имеет никакого отношения к действительности. Или, как минимум, не вполне верно. Так что же он(а) представляет собой на самом деле? И зачем такие вообще нужны? Давайте разбираться.

Некоторые измышления

Например, поинтересовавшись некоторыми измышлениями, узнал, что оказывается это человек, понимающий разницу между добром и злом. Ой ли? А многие, кроме психопатов, её не разумеют? Людей с детства учат, как у Маяковского, что такое хорошо и что такое плохо. Есть социальный аспект различения и глубинный — человеческий. Мало того, добро и зло относительны: что одному хорошо, другому — плохо.

Духовность выводит за пределы дуальности (разделения) к Единству. Это не значит, что разделение перестаёт существовать. Просто человек становится выше него. Прекращает быть его жертвой. Как то, например, случается, если нечто оценивается как плохое, вследствие чего становится плохо (состояние культивируется оценочной деятельностью ума).

Выведение человека за пределы двойственности («жизни» в чёрно-белом мире) — одна из приоритетных задач духовных наставников.

Есть вообще экзотический вариант (в топе поисковой выдачи — о да, поисковые системы однозначно преуспели в определении «качественного» контента), определяющий обсуждаемое лицо (к которым имеет дерзость себя относить автор), как нематериальную сущность. Это скорее дух-наставник (союзник?), что уже совсем другая история. Не следует понимать рассматриваемое настолько буквально. Ченнелинг, медиумизм — это не духовное наставничество, которое есть контакт человека с человеком, а не с Высшим Сознанием или духами.

Но если можно контактировать с первым, зачем тогда искать кого-то, чтобы он(а) наставлял(а)?

Во-первых, очевиден момент необходимости установления канала связи (channel: «ченнел» — канал по-английски), что под силу не всем. Во-вторых, есть ощутимая польза (не исключающая полезности ченнелинга, который автор не практикует) в том, чтобы общаться напрямую с человеком, который уже достиг той цели, к которой вы стремитесь. Такой же человек, как вы, сам(а) достигнув её, может направить и даже провести к ней. Потому, что был(а) там. Более того — есть. Поэтому контакт с духовным наставником помогает и вам реализовать Присутствие на этом уровне бытия, как то, что есть.

Отличительные черты

Прежде всего, духовный наставник — это проводник из царства материи в мир Духа, соответствующее пространство бытия, дополняющее, расширяющее, обогащающее материальное, которое будучи уравновешенным своей противоположностью, более не препятствует Гармоничному Бытию (Дисгармоничным оно становится от перекоса — застревания в материальном, физическом, поверхностном в ущерб Глубинному. Отчего житие человека поверхностно, лишено корней в Истоке, Единению с которым способствует наставничество.)

Также, это человек, имеющий духовный опыт и способный да(ва)ть наставления в этом отношении, направлять то бишь, со-действовать, препроводить к Силе, что можно в дальнейшем использовать для Преображения себя и своего Бытия нужным вам образом (лишь будучи в Духе, а значит Силе, это возможно сделать).

Таким образом, снова подчеркну: истая духовность (в отличие от формальной, показной или просто ложной) очень даже практична. Она не оторвана от земного, потому как духовное (пространство) есть его Исток. Оперируя на уровне истока всего происходящего — этом глубинном уровне, можно менять поверхностное. Что по сути своей практическая магия, пусть и не формализованная ритуальностью.

Духовный опыт

Что такое духовный опыт? Это познание трансценденции. Выход за пределы поверхностного уровня бытия. Лучше, когда сознательный, потому как спонтанный не даёт того навыка, который можно было бы передать или (потому как все мы разные) помочь культивировать. (Хотя коммуникация из нового бытийного состояния (см. Экхарта Толле), тоже ценна — как минимум, даёт представление о том, к чему придёте. Другое дело, что представлять и реально прийти, знать и познать на своём опыте — это всё-таки о разном).

Речь о выходе в духовное пространство, присоединении к пронизывающей всё энергии, погружении в её Безграничный Океан. Позволяет черпать Знание и передавать. Стать его каналом. Не стоит путать с ченнелингом. Речь о другом. Когда человек, будучи в достаточной степени к тому подготовленным, может быть связующим звеном между поверхностным и Глубинным.

Чтобы передавать достаточно энергии, требуется существенная открытость. Выход за пределы «я» — туда — с одной стороны и прекращение его диктата, сведения всего бытия к нему здесь, с другой. Тогда эго не мешает Сущему выражаться через человека. Что являют своим примером многие вдохновенные учителя.

Лишь реализация духовного опыта, позволяет наставнику способствовать его развёртыванию теми, с кем он(а) коммуницирует. Притом, такая коммуникация осуществляется, конечно, не лишь вербально, но энергетически (даже когда словесное общение прерывается). То есть энергия опыта изливается на человека, помогая развитию в соответствующем направлении. Потому психологи, коучи рекомендуют общаться с теми, кто достиг того, к чему стремитесь — чтобы проникнуться энергетикой, в обсуждаемом контексте — Духом.

Вместе с тем происходит расширение бытия и освобождение, которые некогда познал(а) сам(а) духовный наставник. Осуществляется это через обязательное приложение собственных усилий. Не та ситуация, когда можно положиться всецело, ничего не делая. Становление требует вашей собственной активности, полноценного участия в Процессе.

Подытоживая, только если человек был(а) за гранью этого зримого, доступного пяти чувствам мира, он(а) может сопроводить туда, наставляя в этом.

Как проверить?

Учитывая, что речь идёт о неосязаемом опыте, как можно проверить, имеете ли вы дело с духовным наставником или же нет? Здесь мне нечем вас утешить. Потому, что рационально может оказаться затруднительным. По крайней мере сразу.

Сладкие речи, благожелательное выражение лица, внешняя атрибутика — всё это не есть признаки обсуждаемой персоны. Реагируя исключительно на такие поверхностные проявления, легко попасть в цепкие лапы профанов. Но именно так люди чаще всего реагируют, встречая, как водится, по одёжке. Внешнее затмевает глубинное, которое остаётся незамеченным. А там, возможно, ничего нет. Никакого реального опыта.

Как же тогда быть? Можно Чувствовать. Но способность эта сполна проявляется по мере достаточно существенной Практики. Довериться Сердцу? Люди, как правило, руководствуются умом, отчего Пути Сердца не следуют, не внимая ни Зову его, ни Гласу. То есть также требуется определённый навык. Развитие интуиции, чувственного восприятия. Первая нередко смешивается или даже путается с деятельностью ума.

Как почувствовать Глубину духовного наставника, не ведая Глубины, не имея опыта погружения в неё?

Главным критерием в таких становится условиях эффективность взаимодействия. Если вы получаете упомянутый выше опыт — трансценденции (выхода за пределы «я»), расширения бытия (вследствие которого перестаёте быть скованными обстоятельствами (внутренними и внешними), хотя бы в прежней степени — опыт, по мере продвижения, будет расширяться и углубляться), освобождения (от давления того, что прежде на вас давило), значит вы имеете дело с человеком, имеющим опыт.

Если ничего из этого не происходит, возможно реального опыта у наставляющей стороны нет. Либо данный конкретный человек вам просто-напросто не подходит. Все разные. Духовные наставники тоже. Подходящие одним, могут запросто не подойти другим.

То есть, что, выводы можно сделать исключительно post factum? Не совсем. Искренность, глубина (хоть в какой-то мере, насколько её ощущение доступно), знание, энергетика — всё это можно уловить, распознать. В процессе общения. Если вы достаточно открыты для этого.

Способность направлять

Духовный наставник — это человек, умеющий Быть в Духе и способный наставлять в этом. Далеко не все, познавшие духовность, могут и выбирают становиться её учителями. Одни просто к этому не расположены (всё-таки учить — весьма специфический навык, на который не у всех хватит терпения, способности, навыков). Другим достаточно того, что сами они получили опыт, преобразивший их бытие.

Будучи духовным, человек совсем не обязательно станет в этом наставлять. Занятие это весьма специфическое. Особенно в наше время, несколько затянувшегося оголтелого материализма. Не только в смысле стремления к деньгам. Вполне оправданного ввиду их необходимости при нынешних реалиях. Но в плане исключительной рациональности (когда иррациональным, чувственным пренебрегают), почитания за реальное лишь поверхностного. Того, что можно увидеть глазами, услышать ушами, пощупать руками. О, люди от этого теряют даже не много — самое главное. Оттого такие потерянные.

Обратите внимание: речь идёт о способности наставника направлять. Не лишь переда(ва)ть своё умение, но опираясь на него, побуждать, помогать в создании вашего собственного. Ведь чужой навык не станет вашим. Вам от него толку не будет никакого. В данном случае. Можно обратиться к парикмахеру за стрижкой, но духовное развитие, как вся ваша жизнь, всегда была, есть и будет в ваших собственных руках. Никто не проживёт её за вас. Продвинуться на Пути вы можете, когда сами идёте по нему.

Так вот, отличительная черта духовных наставников — способность быть проводниками, направляя человека оптимальным образом по этому непростому пути. Будучи осведомлёнными о препятствиях, имеющихся на нём (как на любом). Умеющими помочь избежать их, преодолеть, справиться с затруднительными ситуациями.

В конечном итоге, речь не о том, чтобы быть просто направляемыми, мол, иди-ка ты туда, незнамо как. Но о пути, на котором вы имеете сопутствие, по коему идёте вместе. Когда нужно, получая необходимую поддержку, реальную помощь. Без крайней необходимости на руках никто не понесёт. Зато научитесь ходить, продвигаться сами.

Разница с «технарями»

Под «технарями» здесь имеются в виду люди, сведущие в различных техниках психофизических, духовных практик. Они интересны сами по себе. Способны обеспечить множество различных эффектов, включая называемые сверхспособностями. Духовность не презирает последние, но стремится к большему. Истоку. Уровню, на котором эти способности естественны. Не самоцель, но следствие. Где раскрывается Сила, в Единении с нею, которая может быть применена нужным образом.

Отнюдь нередко духовный наставник может пренебрегать техникой. Ибо значение имеет в конечном итоге не она, как всего-навсего средство, — сама направленность. Без которой даже лучшая техника не приведёт куда нужно. Например, людей, освоивших весьма непростую хатха-йогу, немало. А вот истинно одухотворённых таким образом, лишь за счёт технического аспекта, практически нет. Техника одно. Искусство — другое. Первая необязательно порождает второе.

Человеку духовному (homo spiritualis) присуще не техническое совершенство (определённой практики), но преображённое Бытие в Духе. Каким образом оно осуществляется, посредством ли выверенной техники (как в йоге, хатхой не ограниченной) или по наитию, благодаря собственной жажде, как в случае с мистиками, глубочайшему кризису (через жизненный процесс) — сугубо вторично.

Посему духовному наставнику не то чтобы совсем не интересна техника (её значимость, вспомогательный характер осознаётся, применяется), просто присуща направленность на Иное. Непосредственное (то бишь не опосредованное той же практикой, которая, когда ставится во главу угла, затмевает остальное — главное) становление человека в Духе.

Следует помнить о цели. Иначе можно легко сбиться с Пути. Увлёкшись средством продвижения по нему. «Ух, как здорово плавать на этой лодке!», а куда, зачем — это в пылу увлечения как-то позабылось. Отошло на второй план. В то время как всегда должно быть на первом. Это не простая формальность. На что направлено внимание, в том утверждаетесь. На технику — её совершенствуете. Духовное пространство — укореняетесь в нём. Последнее и есть приоритетная задача наставника.

Главные функции

У духовного наставника есть вполне определённые функции (эффекты взаимодействия), среди которых можно выделить главные. К ним не относятся мораль, нравственность (от «нравы»), что функционал социума (пусть справляется он с ним, мягко говоря, с переменным успехом).

Духовность напрочь исключает морализаторство (свойственное часто людям, абсолютно бездуховным — насквозь материалистичным). Она порождает человечность, которой моральные нормы стали искусственным заменителем, возникшим вследствие отдаления людей от Естества, (состояния) Единения, Духа. Основная задача наставничества — возвращение. Остальное прилагается, переставая быть искусственным. Становясь естественным, реализованным, как и сам(а) человек.

Пробуждение и просветление

Причина едва ли не всех бед человечества — сон. Сомнамбулизм. Механическое, как называл его Гурджиев, автоматическое (по накатанной, согласно имеющихся, привитых или возникших под влиянием обстоятельств, адаптационной функции психики, паттернов) бытие, далёкое от того, каковое надлежит Человеку и возможно для него. Таким образом, первая задача — пробуждение.

Жизнь иногда справляется с ней сама. Как следует встряхивая человека. Но если бы такие встряски всегда были эффективны, все бы уж пробудились. Ан нет. Продолжают спать. И часто видят кошмары. Духовный наставник пробуждает от них. В результате человек начинает видеть вещи (процессы) такими, какие они есть (во всей их полноте — с истоками, возможными вариантами развития), а не надуманными, придуманными, выдуманными.

В результате безостановочной, автоматической деятельности ума, люди оказываются погружены в умозрительную реальность — сон. Пробуждение означает, среди прочего, прекращение этой умозрительности. Вначале реалии просто предстают такими, как есть. Ни больше, ни меньше. Тем, с чем можно иметь дело, уже не продираясь через дебри надуманного. Дальше, открывается большая Реальность, в её Духовном незримом (обычным способом), но ощутимом аспекте.

Расширение перспективы (когда человек начинает смотреть шире и видеть больше) уже способствует просветлению, которое также относится к функциям духовного наставника. Сначала имеет место малое — относительно имеющихся обстоятельств бытия, которыми человек перестаёт быть омрачённым. Сперва благодаря тому, что начинает, вследствие содействия, воспринимать иначе (изменение восприятия меняет состояние, а следовательно бытие). Затем, потому как познаёт самую суть духовности — расширение бытия в пространство Духа.

Посредством его ощущения, осознания, пребывания в нём, человек научается Быть в Духе. Несмотря ни на что. С его высот казавшееся прежде настолько значительным становится мелким, несущественным. (Более не омрачает, что и есть просветление). Посему решается намного проще. А если не решается, то оставляется. Потому как слишком далеко и незначительно, чтобы зацепить, остановить, помешать двигаться дальше (один из ключевых моментов развития и Жизни).

Открытие духовного

Не ощущая духовного начала в себе (по большей части из-за невнимания к нему), человек мертв(а). Или, если менее категорично, лишь отчасти (минимально) жив(а). Ибо Дух вдыхает Жизнь. Посему есть она сама. Нет настоящей жизни в бездуховности. Она однобока, дисгармонична, неполна. Что порождает ту жажду (чёрную дыру), которую люди пытаются утолить (заполнить) отношениями, развлечениями, потреблением (означенная проблема — основание общества потребления). Ничто из этого её не заполняет. В лучшем случае лишь на время, позволяя отвлечься. Вскоре внутренняя пустота снова даёт о себе знать, что побуждает искать новых развлечений, потреблять дальше. Сколько веков миновало, «хлеба и зрелищ» всё ещё актуально.

Одна из главных функций духовного наставника — привести человека к открытию соответствующего начала в себе и Мире. Это возвращение к Естеству, Самости, рождающее умиротворение. Тот самый внутренний покой посреди бушующего океана, которого люди тщетно ищут различными способами. Его нет снаружи. Проявленное — ян, активно, беспокойно. Он внутри. Там, куда обычно не смотрят, будучи обращёнными вовне. Но стоит обернуться вовнутрь — это начало познания большего. Сокрытого за покровом поверхностного.

Человек может открыть Безграничное — духовное пространство. Благодаря ему начать дышать и Жить намного более свободно, полно.

Это пространство за пределами: всех поверхностных обстоятельств (внутренних и внешних). Пространство Воли, Силы, Духа. Наставник может вывести за эти пределы, потому как сам(а) некогда их покинул(а). Перестав пассивно соглашаться с этой ограниченностью. Начав быть не только здесь, но и там — по ту сторону. Что возможности функционирования (и его продуктивности) здесь существенно расширяет. Обстоятельства уже не могут диктовать, когда вы знаете Большее, опираетесь на него.

Работая с духовным наставником, можно создать реальный опыт, когда духовность перестаёт быть абстрактной (воспринимаемой искажённо, умозрительной), становясь предельно конкретным бытийным состоянием. Ясным и потому проясняющим. Всё, что вам нужно прояснить. Нет ясности относительно чего-либо, значит чрезмерно погружены в это, растворились. Можно, конечно, отвлечься. Но это полумера.

Освобождение

Всё перечисленное позволяет реализовать наиболее существенный момент — освобождение. В конце концов оно есть главная функция духовного наставника. Сначала ото сна — пробуждение. Затем от омрачения — просветление. Посредством утверждения бытия на более высоком уровне — в Духе.

Стремление освободиться возникает оттого, что душа не терпит ограничений (по Зову Духа, пестующего её). А вот человек может терпеть. Очень долго. Отчего оказывается скованным. Связанным по рукам и ногам. Порабощённым, угнетённым обстоятельствами. Нет ничего существеннее освобождения. Это первичная задача Человека, чтобы перестать быть жертвой, стать больше, чем он(а) есть сейчас.

Таким образом, духовному наставнику должно быть присуще умение освобождать. Наряду с осознанием первостепенности этого момента. Освобождать от боли, страдания, немощи, безволия, всего прочего, мешающего человеку Быть, Раскрыться, Творить. Освобождение есть основа Искусства Гармоничного Бытия. Какая гармония в рабстве?

Рождается умение освободить исключительно благодаря собственному освобождению (нужно выпутаться из пут самим, создать навык, чтобы суметь сделать это для «других»). Реализуемо только в Духе. Никак иначе. Нельзя освободиться от оков здесь, на этом уровне, где существует множество ограничений (правил игры). Для этого нужно перейти на более высокий. Трансцендировать. Перестав ограничивать своё бытие лишь тем, что здесь.

Освобождающий характер обсуждаемого исключает эмоциональную зависимость или её намеренное формирование, основанное на том, что мол вот «дальше узнаешь», на следующей ступени, как это делается в саентологии, во множестве деструктивных сект.

Духовный наставник, если он(а) действительно таков(а), никогда не пестует зависимость от себя. Взращивая самостоятельность и самодостаточность. Приводя человека к Бытию в Духе, на который он(а) всегда может опереться, переставая нуждаться в наставничестве.

Сама Жизнь наставляет. Главное уметь слушать её и слышать. Внутри вас есть тот же источник мудрости, из которого черпают её все гуру (лучшие из них). Задача учителя, не претендуя быть единственным Источником Истины, привести вас к нему. Это самая суть наставничества.

Практический аспект

Казалось бы, ну какая польза может быть от духовного наставника людям, которым нужно заботиться о своей земной жизни, зарабатывая на еду, одежду, крышу над головой для себя, своих ближних. Однако, что возможно ясно из написанного ранее, у духовности имеется практический аспект. Лишь не ведая о нём, люди её чураются.

Она, в своей истой форме, как Бытие в Духе, даёт множество практических преимуществ для земной жизни, удовлетворения не только возвышенных, но приземлённых потребностей, без которого здесь никуда.

Быть в Духе значимо само по себе в этом бушующем океане жизни, где лишь немногие сохраняют его присутствие. Ещё меньше делают это в полном смысле, ощущая свою связь с этой незримой Силой, напитываясь ею и посему становясь устойчивыми, пуская корни в Глубинном аспекте себя самих.

Соединение с данной Силой (в которой рождается настоящая Воля) осуществимо духовным наставником, потому как он(а) сам(а) находится с ней в непрестанном контакте. Нет Силы в тех, кто наставляет (иначе, это просто личный аспект — харизма). Она струится через них. Они просто не препятствуют этому, открываясь для неё и открывая её (через себя) людям, которым проще реализовать эту связь таким образом, после чего она становится осуществима напрямую.

Наличие Силы насущно необходимо, чтобы справляться с невзгодами, достигать желаемого, преодолевая препятствия на пути к своей цели (духовный наставник, сопутствуя, не определяет её за вас, ни в коем случае не навязывает). Люди сдаются, не имея сил. Можно получить в своё распоряжение сколько нужно. Используя по своему усмотрению.

Вдобавок к этому, Преображение, осуществляемое реализацией духовности, кардинально меняет бытийное состояние. Вслед за ним меняется всё. Что внутри, то снаружи.

***

Изложенное позволяет сделать вполне определённые выводы касательно того, кто такой духовный наставник. Это человек, который нужен не только чтобы помочь развиваться в соответствующем направлении, но также утвердиться в Духе, а значит Силе. Чтобы стать способными жить так, как выбираете. Заинтересованы в наставничестве — можете обратиться ко мне.

Exit mobile version