Почему духовность и деньги не исключают друг друга

Типичные атрибуты богатства: особняк и дорогая машина

Порой (и быть может это явное преуменьшение) духовность и деньги рассматриваются как явления, находящиеся друг с другом в непримиримом противоречии, вечном (и даже якобы исконном) противостоянии. Однако, одно отнюдь не исключает другого. Наоборот, гармонично дополняет. И вся суть в этой гармонии.

Перекос в ту или иную сторону исключает её. Да, есть всецело (?) духовные люди (на самом деле не всецело, потому как имеют материальную оболочку и соответствующие потребности, игнорирование которых чревато) и всецело (?) материалистически настроенные (тем не менее, их бытие также имеет духовный аспект, пусть он может старательно игнорироваться). Первых перекашивает в одну строну, вторых в другую. Обе категории могут быть относительно довольны. Потому как остаются в рамках относительности, двойственности, разделения.

А самая суть гармонии в (со)Единении. Притом противоположных начал, которые дополняют друг друга, порождая полноту и целостность. Слияние дня и ночи. Нужно ли выбирать между ними? Разве оба не естественны? Разве одно, контрастируя с другим, не делает его особенно прекрасным? Вот и познавая духовность, человек может куда как в большей степени наслаждаться и деньгами. Потому, что знает другое, имеет контраст, вследствие которого жизнь Здесь становится яркой, как никогда прежде.

Откуда вывод о несовместимости

В этом и суть противоречия: деньги — одно, а духовность — другое. Отсюда довольно странным образом (ввиду возможно некоторой прямолинейности нашего мышления) рождается вывод о несовместимости. Но мужское и женское тоже о разном. Между тем одно не то чтобы не исключает другого, а весьма удачно дополняет. Может образовать союз, дающий начало новой жизни. Точно так же и духовное, будучи соединённым с материальным, рождает новое качество бытия — целостного и гармоничного.

Реальные основания

Тем не менее, как между мужчиной и женщиной могут возникать противоречия, так они способны проявиться между деньгами и духовностью. Например, если человек с головой уходит в духовную практику, то перестаёт зарабатывать. А если увлечётся заработком, может напрочь забыть обо всём остальном. И дело здесь не в том, что одно исключает другое, а в том, что выбором лишь чего-то одного другое заведомо исключается. Но кто мешает сделать иной выбор? Всё дело именно в нём.

Имеется и следующий эффект:

в ходе духовного развития человек открывает для себя в буквальном смысле новое измерение бытия, вследствие чего акценты естественным образом смещаются. Деньги перестают играть былую, решающую роль, потому как познаётся большее. Это познание может настолько поразить, увлечь и в конечном итоге захватить, что остальным пренебрегают. Такая одержимость духовностью ничем не лучше своей родной сестры — зацикленности на материальном.

Критично это, однако, лишь если затягивается. Вполне естественно, в зависимости от возможностей и необходимости, произвольным образом смещать акценты или давать им смещаться. Главное — осознавать смещение, сознательно избегая крайностей, восстанавливая равновесие. Впрочем, дабы найти точку равновесия, может потребоваться познать крайности для начала. Ведь так уж мы устроены, что всё познаём через противоположности.

Две крайности: солнечный свет и затянутое тёмными тучами небо

Ещё некоторым (их эго вернее) нравится «чувство» исключительности. А чтобы ощущать себя таковыми, нужно исключить себя из числа остальных. Отвергаешь материальное — и дело сделано: в отличие от других не гонишься за деньгами, не придаёшь им значения. Предпочитаешь «высшее» «низшему». Вот только само Высшее ничего не предпочитает, но всё объемлет. И таким образом предпочтения разделяют с ним (что противоположно духовности) и рождают бездуховность в угоду эгоцентризму, своей мнимой особости, которой можно прикрыться или оправдаться.

Свою лепту в разделение обсуждаемого внесли и отшельники, отрекавшиеся от мирского и постигавшие духовное в этом отречении.

Таким образом есть реальные основания отделения материального от духовного: в силу очевидной особости этих сфер, ввиду индивидуального выбора разделять или фокусироваться на чём-то одном.

Умозрительные причины

Когда реальный опыт отсутствует, превалирует умозрительность. И это ещё одна причина рассматриваемого разделения. Люди, которым не чужды мирские ценности, включая любовные отношения, деньги, на протяжении всей истории человечества открывали для себя духовный мир. Открывают и доселе, на своём опыте познавая, что никакого непримиримого противоречия нет.

Но представления о духовности часто сформированы таким образом, что возникает видимость её несовместимости с мирским. Отшельники же отрекались от него, монахи, и благодаря этому постигали. Не совсем. Скорее благодаря вниманию, которое в отречении могли уделять в полной мере Познанию (трансцендентного). Стереотип сформировался однако.

Дело именно в таких стереотипах, предубеждениях, мешающих узреть реальность, которая познаётся в процессе соприкосновения с ней — обретения, создания опыта. И тогда открывается, что духовность не мешает зарабатывать деньги, и этот заработок, как ни странно, бездуховности не способствует. Вот тут и вскрывается иллюзия, сформированная прежними убеждениями.

Среди них есть и такое, что мол познавая Небесное (или ради этого познания), человек если не презирает низшее, то пренебрегает им. Весьма опасная позиция, ведь пренебрежение к земному означает небрежение телесным (его запущение), человеческим (порождая бесчеловечность), равнодушие к людским бедам и горестям. И что здесь, скажите мне, духовного? Я был знаком с такими подвижниками. Истая духовность наполняет любовью, и человек может любить и людей, и деньги, и жизнь.

Но деньгам часто придаётся ореол зла. Хотя его стоило бы придать исключительно одержимости ими. Каковая и в отношении духовности добра не принесёт. Дело не в том, что материальное — зло, которое нужно отринуть. А в том, дабы не потакать неумеренности, алчности, губительным в отношении чего угодно. Не высокий заработок портит людей, а неразвитые человеческие качества, присущие и тем кто много не зарабатывает.

Известная фраза «блаженны нищие духом» тоже сыграла свою роль в нарождении обсуждаемого противоречия. Давайте посмотрим на нищих. Разве они похожи на пребывающих в Духе? Имеется в виду, конечно, что человек может обратиться к духовному, не будучи поглощённым материальным богатством. Но поглощаться и необязательно. Можно иметь его, наслаждаться, получать удовольствие, в крайность одержимости не впадая.

Прекрасная женщина, чьи серьги стоят много денег, а на лице наслаждение

Также существует убеждение, что мол по-настоящему духовный человек всецело альтруистичен. О, да, этим людям альтруизм определённо не чужд. Но и другое тоже необязательно чуждо. Отчуждение скорее признак бездуховности. Его и так хватает в нашем мире.

Проявление альтруистичности ценится в обществе. И среди альтруистов бывают эгоисты, вскармливающие своё эго за счёт того, как хорошо это выглядит и наслаждающиеся этим. Что опять-таки путь, духовному противоположный.

Альтруизм — этическая категория. Духовность превосходит все мыслимые категории. И позволяет быть альтруистичными искренне (а не в силу обязания). Так же, как позволяет и не быть. И что в этом предосудительного? Человек может заботиться от других и способен позаботиться о себе. Забыть о своих интересах и вспомнить. Здесь тоже нужен баланс. В миру многие действуют альтруистично, напрочь о себе забывая, оставаясь не только без денег — в полнейшей неустроенности. А духовная жизнь не означает лишений. Скорее позволяет справляться с ними.

Взаимосвязь материального и духовного

Раз уж понеслась такая пляска, пожалуй, стоит разобрать фундаментальный момент — исконной не вражды, но теснейшей взаимосвязи духовного с материальным. Её осознание разрешает все противоречия между духовностью и деньгами.

Один из явных примеров — работа с телом. Достаточно заняться телесно-ориентированной практикой, чтобы осознать, насколько это вдохновляет и одухотворяет (особенно ярко проявляется, если она не является привычной). Тело неожиданно позволяет быть в Духе. Каким-таким образом, если мы имеем дело с тем, что исключает друг друга? В том и суть, что не исключает, а гармонично дополняет. Конечно, лишь телесной работой духовность не реализовать, требуется работать с умом (концентрация), эмоциями (принятие и проживание), в конечном итоге трансцендируя всё это. Но трансцендировать значит не покидать, предавая забвению, а расширять своё сознание и бытие за те пределы, которыми они обычно ограничены. Речь не об исключении, но именно о расширении.

Можно, исключая материальное, раскрывать духовное: крайности аскезы, умерщвление плоти (бррр!) и все дела. Но правда в том, что это совсем необязательно. Помимо крайностей, существует срединный путь, стезя гармонии.

А как насчёт природы, созерцание которой также вводит человека в одухотворённое состояние? Можно было бы списать это исключительно на саму созерцательность. Но не в том ли суть, что именно в природе, материальном, человек прозревает духовное? И не потому ли, что одно буквально таки неразрывно связано с другим? На мой взгляд именно поэтому.

Можно узреть вездесущий Дух, Божественное Присутствие посреди всей этой материальности, потому как откуда же она ещё произошла, если не Оттуда? Материалистические воззрения фыркнут и презренно усмехнутся, но это их дело. Каждому своё.

Почему глядя на тело, дивясь его совершенству (если поразмыслить как следует, проникнуться), обнимая любимых, заботясь о ближних, мы ощущаем это особое качество бытия — духовное? Потому как оно и есть исток материального. Последнее — проявление первого. И как же отвергая проявленное можно познать непроявленное? Да никак! В эту ловушку попадают многие искатели. Но путь Туда не просто начинается отсюда, он Здесь. Посреди этого мира — сей земной юдоли. Таким образом через мирскую жизнь, благодаря материальному (а не только вопреки) человек может одухотворяться.

Малазийский храм на лоне природы, окружённый скалами и зеленью

Прекрасные произведения искусства, часто тоже будучи материальными (возьмём к примеру живопись, скульптуру, архитектуру — храмы различных религий), способны вызывать возвышенное ощущение духовности. И этого не могло бы происходить, будь созерцаемое материальное оторвано от духовного. Напротив, первое служит выражением второго. Способом связи. Потому как нам, привычным к проявленному, проще ощущать непроявленное через то, что мы можем воспринимать нашими пятью чувствами, получающими продолжение в шестом. Интуитивном, внутреннем знании о том, что материя — облачение Духа.

К материальному, связующему с духовным, можно отнести благовония, иконы, янтры и пр. Исключай одно другое, эта связь просто-напросто не состоялась бы. Но она есть. Именно потому и реализуется. Если бы не мирская жизнь, со всеми её радостями и печалями, мы и духовного бы не знали. Не с чем было бы сравнить. Не существовало бы точки отсчёта. Уж не потому ли существует земная жизнь, воплощение? Иначе бытие оставалось бы не проявленным и тождественным небытию. Было бы в том совершенство? А так, оно есть. Пусть мы можем давать себе забыть о нём. Способны и вспомнить.

Как духовность сочетается с деньгами…

Самая суть духовности в том, чтобы превзойти материальное, перестать ограничиваться им и зацикливаться исключительно на нём. Это не значит пренебречь им или полностью отказаться. Выйти из тотальной зависимости скорее. От денег тоже можно не отказываться. Кто-то имеет их в избытке, другие испытывают нехватку. И само по себе это никого не делает больше или меньше духовными.

Вполне очевидно, что несмотря на теснейшую взаимосвязь духовного и материального, деньги и духовность — это о разном. Принципиально. Различные сферы бытия. Существующие параллельно. Разница как между костюмом и туфлями. Они выполняют различные функции, нисколько не мешающие и не исключающие друг друга — взаимодополняющие. Насколько одно сочетается с другим — напрямую от вас зависит. От того, сочетаете ли вы. Мы наделены свободой выбора и потому в силах сочетать, если и когда выбираем это.

Мужчина, чей костюм прекрасно сочетается с туфлями

Никто и ничто не мешает уделять внимание и денежному, и духовному. Столько, сколько требуется. В зависимости от индивидуальных предпочтений, необходимости на конкретный момент времени. Жизнь ваша и вы решаете. Главное — решать, не позволяя делать это обстоятельствам или предубеждениям о мнимых несочетаемости, порочности и греховности денег. Их нет в списке смертных грехов, в отличие от уже упомянутой алчности. А есть средь них всё, что препятствует духовности — всевозможные крайности. Сколько бы ни поносили христианство, сколь бы модно ни было это делать, своя мудрость в нём есть. И человек пробуждённый может её узреть.

Сила Духа, среди прочего, проявляется (и культивируется) умением выживать и обеспечить себе надлежащие условия бытия на материальном, физическом его уровне, который имеет своим основанием духовный. Однако, умение зарабатывать большие деньги совсем не обязательно означает духовность, ибо запросто может быть следствием иных качеств. Но, если ничего не путаю, в Индии такое умение относилось к сиддхи (неведомо, склоняется ли) — возможностям, развитым благодаря духовным практикам. Хотя сам я рассматривал бы момент шире. Коли человек способен стойко преодолевать трудности (каковые сопутствуют и высокому заработку), это закаляет, позволяет выпестовать своё существо надлежащим для становления в Духе образом.

Те же твёрдость, упорство и прочее, что применяются для заработка денег, могут стать основанием духовной практики. Или будучи развитыми в ходе неё, обернуться фактором успеха или дальнейшего прогресса в бизнесе.

В общем, духовность деньгам не помеха. А благодаря своим плодам может стать надёжным подспорьем их заработку в достаточном количестве. Речь о следующем:

  • независимость от обстоятельств (вследствие открытия духовного пространства), что позволяет сохранять равновесие, ясность ума;
  • обострение интуиции, позволяющей принимать оптимальные решения даже в условиях нехватки данных;
  • повышение концентрации, дающей вникать в суть вопроса, не путаясь в деталях;
  • прилив энергии, позволяющий делать больше и лучше;
  • способность быть в Духе, сохраняя его присутствие, несмотря ни на что (посреди бурных вод мирской жизни и деловой активности бесценное качество).

Но конечно же духовностью, будучи отдельно взятой, не решаются проблемы с деньгами. Над ними нужно работать отдельно: думать над тем, как зарабатывать, прикладывать усилия, чтобы делать это, решать все возникающие задачи. Это приземлённая деятельность, которой нужно заниматься, используя плоды духовного развития. Не стоит ждать, что они раскроются сами и чудесным образом всё преобразят. Они преображают вас, а вы это преображение применяете в дальнейшем. Что-то может происходить само, потому как вы ощущаете вдохновение, прилив сил, лучше концентрируетесь, но суть в том, что повседневные задачи никуда не исчезают, ими нужно заниматься, делая то, чего требует ситуация. Ясности ради: медитируя, ужин не приготовить. Но какой можно приготовить вдохновившись!

Однако, когда иных вариантов нет, все возможные действия испробованы, духовность может (временно) стать основным средством. А в целом она — фундамент. Одного его явно недостаточно. На нём нужно возвести здание своего бытия, в котором вы будете жить, что от закладки фундамента принципиально отличается. Кого-то это возможно удручает. Но от самого процесса Творения можно получить несказанное удовольствие, тем паче имея для него Силу, пребывая в Духе.

…и наоборот

Обратное тоже верно: деньги не исключают духовность. Их наличие снимает вопрос выживания, который включает одноимённый основной инстинкт, вытесняющий всё остальное, и позволяет заинтересоваться большим; не беспокоиться о том, как прокормиться, одеться, иметь крышу над головой и расслабиться (а расслабление один из фундаментальных аспектов духовного раскрытия).

Женщина в шляпе, расслабленно идущая среди цветов

Но само собой обеспеченность деньгами автоматически не реализует духовность, а представляет собой благоприятствующее основание. Тем не менее, и в их отсутствие, значимо суметь не ставить себя от этого в полную зависимость и практиковать, что в свою очередь обеспечивает ещё большую независимость. И расслабившись, перестав расходовать энергию на перманентное напряжение, получить её достаточно в своё распоряжение, чтобы увидеть выход и успешно решать материальные вопросы.

Определённо, жёсткая ситуация обращает людей к духовности. Но во-первых, может и отвращать, не давая сосредоточиться ни на чём кроме себя (когда вопрос стоит предельно остро и управление вниманием не осуществляется), а во-вторых, ситуация может быть и нематериальной — внутренняя пустота, пресыщение, отсутствие глубинного удовлетворения. Впрочем, необязательно дожидаться получения пинка в известное место, дабы обратиться к Высшему. Вполне возможно руководствоваться интересом, тягой и пр.

Когда денег хватает, людям проще позволить себе интересоваться чем-то, кроме них. Обратная ситуация вполне объясняет и оправдывает зацикленность исключительно на материальном. Как-никак в этом мире, в нынешних условиях, это момент бесспорно насущный.

Однако, денежный достаток часто рассматривается как нечто заведомо бездуховное. У того есть свои основания. Ведь дабы преуспевать в каком-то деле, человек вполне может отбросить всё, не касающееся преуспевания, включая человечность. Что же, предельная материальность может обратиться весьма глубокой духовностью. Одна крайность естественным и закономерным образом переходит в другую, как ночь сменяется днём. Вопрос лишь в том, будет ли услышан Зов Духа. Последствия обратного прекрасно обрисованы в фильме Орсона Уэллса «Гражданин Кейн».

Суть неизменна: наличие денег (равно как их отсутствие) — не преграда духовности. Для неё вообще не может быть никаких препятствий. Она как вода — всегда пробьёт себе дорогу. Другое дело, выберет ли её человек. Но будучи универсальной ценностью, она доступна всем — и богатым, и бедным. И то, что первые смогли себя материально обеспечить, не делает их менее открытыми и способными воспринять духовные ценности.

Позволяет ли человек деньгам всецело захватить себя, стать единственной ценностью — зависит от него самого. Они могут и способствовать тому, чтобы открыть для себя духовность. Данный вопрос не исследовал, но некоторые наверняка открыли в процессе становления или после него. Один из наиболее известных примеров — Стив Джобс, который бывал в Индии в своих духовных исканиях, имел наставника в лице дзэнского монаха, изучал дзэн-буддизм. Это не мешало, а помогало ему пройти свой тернистый путь и вознести Apple на вершины успеха, сделав одной из богатейших корпораций мира. Ярчайший пример слияния духовного и материального. Того, насколько серьёзное влияние может оказать первое на последнее и стать основанием преуспевания в творчестве, инновациях, бизнесе.

Объединение противоположностей

Остался один вопрос: как объединять духовность и деньги (стремление зарабатывать их) и нужно ли это вообще, если материальное неразрывно связано с духовным? Нужно, ведь заработок подразумевает одного рода деятельность, а медитация, пробуждение, просветление — другого.

Объединение, соединение вместо привычного разделения, основанного на однобоких, узких представлениях, вполне в наших силах. Ничто не мешает медитировать с утра и потом отправляться в офис, на переговоры. Многие так и делают, чему распространение и популяризация медитативных практик способствуют напрямую.

Женщина культивирует духовность в процессе медитации

Другое дело, насколько это помогает преуспеванию конкретного человека, использующего данные методы. Но то, в какой мере мы раскрываем потенциал того или иного инструмента, зависит целиком и полностью от нас самих. От нашей отдачи этому, степени погружения. И мы вполне можем преуспевать в плане духовности, зарабатывая при этом столько денег, сколько нужно. Одно не исключает другого, но может быть основанием и подспорьем.

Притом, верно это в отношении обоих рассматриваемых аспектов бытия. То есть материальное благосостояние может стать основанием глубокой духовной практики и сама эта практика — катализатором способности зарабатывать деньги. Главное — не отделять, осознавая как взаимосвязь, так и разность.

Разное не означает несовместимое. Разные день и ночь прекрасно дополняют друг друга. Днём — работа, ночью — отдых, позволяющий продуктивно работать. Гайка принципиально отличается от болта. Но именно эта разность делает их не просто совместимыми, но и надёжным креплением. Настолько же надёжным может стать союз (а не противостояние) между деньгами и духовностью.

Многие умеют совмещать работу и поддержание тела в тонусе посредством посещения спортзала. Точно так же можно совместить деловую активность с поддержанием своей духовной формы. Просто уделяя этому внимание, занимаясь этим, выделяя время. Это прекрасная инвестиция, потенциал которой поистине безграничен.

К тому же, духовная практика намного шире определённых упражнений и техник — сама жизнь может быть ею, и заработок, как часть нашей жизни.

***

Будучи различными сферами, требующими разных действий, духовность и деньги могут вступать в противоречие и даже противоборство, но отнюдь не исключают друг друга. Напротив, вполне способны гармонично сочетаться. И то, насколько мы их сочетаем, зависит от нас самих. Нет необходимости исключать, ограничивать одно ради другого (разве что время от времени, когда нужно сместить акценты). Дерзайте соединять! И познайте силу единения противоположностей, рождающих новое качество бытия — Преображение. Наставничество, осуществляемое автором, направлено как раз на то, чтобы вы могли преобразить свою жизнь.

Александр Магас/ автор статьи

Наставник по преображению. Страстный исследователь различных методов достижения гармонии, а также изменения себя и своей реальности. Практикую с 2009-го.

Понравилось? Поделиться с друзьями:
Искусство Гармоничного Бытия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить", я принимаю условия пользовательского соглашения , а также ознакомлен(а), согласен/согласна с политикой конфиденциальности и даю согласие на обработку моих персональных данных.